НАТАЛЬЯ,
Не совсем, конечно понимаю о чем идет речь, о ребрендинге или о рестайлинге, ну да ладно.
Я тоже представитель группы компаний, в которую входят предприятия четырех различных направлений: производство, общепит,центры развлечений и учебный центр (понятно, что у каждого свой фирменный стиль).Каждое предприятие функционирует самостоятельно (имеет свой бюджет, юр. лицо, у каждого есть управляющий и т.д.)Есть управляющая компания, которая собственно координирует все направления, объединяет все предприятия под одним именем и соответсвенно одним логотипом (группа кампаний "....").
Так вот, к чему это я. Если у Вас несколько разнопрофильных предприятий выпускающие разную продукцию или предоставляющие разные услуги (допустим одно выпускает конфеты, другое дизельное топливо, а третье оказывает услуги по подстригу овец), то конечно у каждого из них должен быть свой логотип + объединяющий логотип группы компаний, как элемент совместного позиционирования предприятий. Случай с МТС это объединение предприятий с однотипным услугами (информация+связь), в этом случае можно применять один знак для всех (кроме того использование одного знака для всех услуг МТС, по-сути заимствование авторитета у основной услуги - сотовой связи). При разноплановых предприятиях использовать один логотип для всех, тем более если оно находится в стадии становления по-меньшей мере глупо.
Тоже на той неделе получил новый фирменный стиль ГК. Работой с дизайн-студией по этому вопросу занимался сам.
Был разработан логотип ГК, в качестве обозначений направлений бизнеса используется цветовая кодировка (например для учебного центра синий, для развлекательных центров оранжевый и т.д.)+ цвет для логотипа ГК (бордовый), для случаев совместного позиционирования.Каждое предприятие при этом сохраняет свое лицо.
Очень удобно как для внешнего пользования так и для внутреннего. До этого работал в фирме, где фирменный стиль разрабатывали англичане, там использовался точно такой же принцип.
Главное при приеме логотипа не забывать об основных правилах его построения, а то потом замучеешся с ним работать.
Что касается утверждения логотипов, то я лично очень сомневаюсь в демокртической процедуре. По-любому что понравится генеральному директору, то и будет выбрано. Поэтому главная задача маркетолога - предоставить равнозначные достойные варианты, чтобы потом не было мучительно больно.