Дело — табак

13 Декабря 2007

Василий Асмолов, имея 3 тыс. руб. первоначального капитала, открыл табачную мастерскую «для себя». Качество продукции ростовских табачников не очень понравилось ему, и он решил выпускать свой табак — асмоловский. За тридцать лет из шальной идеи и маленькой мастерской выросла большая империя, которую после смерти Василия Ивановича расширил его родной брат Владимир. Асмоловские папиросы и табак снискали не только десятки наград на промышленных выставках Парижа, Филадельфии, но и признание у самых разных слоев населения — от служивых и крестьян до самого императора.

Сведения о происхождении Василия Асмолова, основателя ростовской табачной империи, достаточно противоречивы. Известно, что родился он в городке Обоянь Курской губернии в 1828 г. По одной версии, он сын разорившегося купца, по другой — вольный крестьянин. «Дотабачная» его деятельность связана главным образом с торговлей. Василий Иванович устроился погонщиком у офень — кочующих торговцев, с которыми и прошел весь юг России, добрался до Польши, досконально изучив нравы покупателей и приобретя коммерческий опыт. Устав скитаться, он оседает в Ростове и пробует себя в новом деле — хлеботорговле. Маклерские операции приносят ему неплохой доход, первоначальный капитал в 3 тыс. руб. заставляет задуматься о том, как выгодно вложить эти деньги.

Поворотным в судьбе будущего промышленника стал эпизод в лавке. Асмолов выбирал себе табак и принюхался — хороший ли товар? Табак курильщику не понравился, и лавочник молча вернул деньги. «Ходкий товар», — отметил для себя Василий. И в 1857 г. начал производство табака и табачных изделий. В маленькой мастерской на окраине Ростова (на улице Скобелева) трудилось под его руководством всего семь человек. С мая по декабрь мастерская выпустила 600 пудов качественного табака.

Для расширения бизнеса нужен был капитал, и тогда Василий Иванович приглашает в компаньоны купца Гавриила Шушпанова. Сотрудничество складывается удачно, и уже к исходу 1860 г. мануфактура показывает хороший результат, переработав 5 тыс. пудов табака. Следующий год принес молодому предприятию первую награду: похвальный лист на петербургской выставке.

От кустаря до фабрики

Как и многие другие миллионщики того времени, Василий Асмолов прошел три стадии развития своего дела — мелкое товарное производство, мануфактура, фабрика (с использованием машин). Надо отметить, что по уровню механизации отрасль сильно отставала от легкой промышленности, где первые паровые машины появились на несколько десятков лет раньше. В конце 1860-х гг. на все существовавшие тогда табачные фабрики приходилось чуть ли не три механических двигателя и три паровых котла. Единственным изобретением, заслуживавшим внимания, стала гильзовая машина Ивана Семенова, установленная на петербургской фабрике Шапошниковых в 1892 г. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже мундштучно-гильзовая машина того же инженера-технолога И. А. Семенова была удостоена высшей награды — Гран-при. В целом производство махорочных изделий отличалось широким использованием ручного труда.

Значительно модернизировать производство Асмолову помог, как ни странно, несчастный случай. В 1862 г. предприятие Василия Ивановича сгорело дотла. Спустя два месяца на месте пожара выросли новые двухэтажные корпуса, оснащенные современным оборудованием.

Реклама папирос фабрики Асмолова Партнерство Василия Асмолова с Шушпановым становится официальным: в 1871 г. они образуют Торговый дом «В. И. Асмолов и Ко». Еще при жизни основателя Товарищество удостаивается чести стать поставщиком двора Его Императорского Величества и получает право размещать государственный герб на своей продукции. Если взглянуть на этикетку асмоловского табака начала XX в., то в глазах запестрит от разнообразия медалей — символов признания.

Однако в 1881 г. Василий Асмолов умирает. Дело переходит в руки его брата, Владимира Ивановича. Тот в свою очередь оснащает ростовское предприятие современными машинами, увеличивает номенклатуру табака, делая ставку на первый сорт. На фабрике работает уже 1920 работников. Бесплатное лечение, денежное пособие в случае нетрудоспособности — такой вот соцпакет поасмоловски, при учете того что табачное производство с ростом механизации становится вредным.

В 1889 г. Владимир устанавливает папиросонабивные машины. Вообще, папиросы как достаточно демократичный товар имели огромный успех у публики. Но… доставляли неудобства производителям, потому что их скрутка требовала нескольких операций. Появление гильзовых, папиросонабивных машин и крошильных станков сильно облегчило жизнь магнатов и позволило нарастить производство.

Папироса — гильза из папиросной бумаги, внутри которой расположена другая трубка, свернутая из более плотной бумаги (80—90г/кв. м). Табак занимает примерно треть общей длины папиросы. Трубка из более плотной бумаги позволяет держать папиросу в руках и одновременно выполняет функцию мундштука. Считается, что папиросы — чисто российское изобретение: впервые в документах они упоминаются в 1844 г. С появлением папирос табачная торговля стала одним из самых выгодных коммерческих предприятий.

Новый владелец «табачки», как называли тогда табачные фабрики, держит курс на механизацию. В 1909—1910 гг. он устанавливает 192 новые машины с высокой производительностью — 5—10 тыс. папирос в час.

Запас махорочки

В середине 1860-х гг. табаководство в регионе бурно развивалось, а в 1870-е приобрело промышленный размах. Плодородные земли и солнце способствовали культивации табака в крупных помещичьих имениях. Видные плантации занимали огромные площади, порой достигавшие 150—170 десятин. Донской табак славился высоким качеством и, как следствие, пользовался повышенным спросом у табачников не только в России, но и за ее пределами.

Ценил донской табак и В. И. Асмолов. Местное сырье позволяло ему экономить на доставке, однако как мудрый бизнесмен он не полагался только на один регион. Засуха, неурожай — мало ли что!.. Поэтому Асмолов объезжает Бессарабию, Крым, Кавказ в поисках качественного сырья и надежных поставщиков. На Северном Кавказе тоже были созданы условия для развития табаководства — с 1865 по 1895 гг. табачные плантации увеличились с 141 до 4370 десятин. На Кубани под разведение табака к концу XIX в. было выделено почти 13 тыс. десятин земли. Разглядев в кубанском табаке потенциал, Василий Асмолов не боится кредитовать местных производителей.

Работа на табачной плантацииПрямые поставки сырья из Турции шли через Одессу, куда регулярно ездил основатель предприятия. Чтобы застраховать себя от разного рода неожиданностей, Асмолов создавал двухгодичный запас в Ростове.

Любопытной была логистика «душистого товара». Сразу по поступлении на фабрику табак сортировали, затем отправляли на «крошку». Высшие сорта крошились вручную, сорта попроще — машинами. Крошеный табак поступал к набойщикам, задача которых состояла в том, чтобы развешивать табак на фунты, упаковывать его. Поскольку товар был слишком прибыльным, правительство активно интересовалось табакоторговлей и контролировало ее. На каждую пачку наклеивали бандероли — по сути, акцизные марки. Табачный акциз был внушительной статьей казны Российской империи. За время пребывания С. Ю. Витте на посту министра финансов табачный акциз увеличивался дважды (в 1892 и 1900 гг.) на 2 руб. с пуда со всех сортов табака, кроме махорки, обложение которой в 1900 г. выросло на 40 коп. с пуда. Помимо этого производители платили патентный сбор как изготовляющие и продающие табачные изделия. Повышался он так же, как и табачный акциз.

А табачок — врозь!

К 1860 г. количество табачных фабрик по России достигло 551, в Ростове под боком у Асмоловых сидел другой табачный король — Яков Кушнарев, мастерская которого появилась на четыре года раньше асмоловской — в 1853 г. В конце XIX в. концентрация производства делает свое дело и число предприятий сокращается вдвое. Неэффективный менеджмент, слабые звенья в логистической цепочке, отсутствие современных машин — все это разоряет фабрики ростовских соседей.

К примеру, табачная фабрика «Братья И. и А. Асланиди» была в Ростове третьей по величине после асмоловской и кушнаревской: на ней трудилось около 660 рабочих. Однако к началу XX в. дела ее пошатнулись, число рабочих сократилось втрое. В 1911 г. на фабрике встает вопрос об опеке, «учреждении администрации». А двумя годами позже Акционерное общество табачной фабрики «В. И. Асмолов и Ко» скупает два крупнейших табачных производства — «Товарищество Я. С. Кушнарева» и торговый дом «Братья И. и А. Асланиди».

Однако не только и не столько другие фабриканты составляли конкуренцию табачному производству Асмоловых. Кустари, выделывавшие на дому ни много ни мало 40 млрд папирос (по данным на 1905 г.), отбирали у табачных магнатов гигантскую долю рынка. Как водится, «пираты» не платили налогов с папиросных гильз, акцизом не облагались и продукция их была заведомо дешевле фабричной.

Несмотря на наличие соперников и «серого» рынка, дела у фабрики Асмоловых в новом XX веке идут неплохо. В 1916 г. расширившаяся табачная империя выпускает 5 млрд папирос и свыше 2 тыс. тонн курительного табака. Но революция прерывает столь успешную историю становления бизнеса, Владимир Асмолов продает свой синдикат Ростовскому купеческому банку, эмигрирует во Францию. В 1918 г. предприятие национализируется и становится Донской Государственной Табачной Фабрикой — ДГТФ. В народе, конечно, по привычке ее еще долго называют «бывший Асмолов».

М. Булгаков так описывает посещение павильона Табакотреста в Ростовена-Дону, где располагался «б. Асмолов», ныне ДГТФ: «Растут зеленые лапчатые табаки — тыккульк, дюбек, тютюн… Заведующий говорит о том, насколько сократилась площадь плантаций в России и какие усилия употребляются, чтобы поощрить табаководство на Кубани, в Крыму, на Кавказе. Гильз на рынке мало, и теперь в России не выделяют табаку, а только готовые папиросы». Шесть лет спустя после национализации фабрика так и не смогла выйти на уровень дореволюционного производства.

Вероника Беликова
13 Апреля 2024 0
Купить диплом по дистанционной форме обуч...
  по дистанционной форме обучения.  Покупка диплом...
Dianka
11 Апреля 2024 0
Сессия под ключ
 Услуга "Сессия под ключ" включает в себя выполнен...
Deli
27 Марта 2024 2
Нужно обеспечить офис охраной
обратиться. Эти специалисты давно уже обеспечивают...
Дмитрий Ларин
24 Марта 2024 1
Карта для пропуска на предприятие
 у тех кто их сам и производит....
Даниил Малик
16 Марта 2024 1
Бинарные опционы
Если есть желание - то пробуйте однозначно! Отгова...
Ponch
27 Августа 2014 202
Прошу помощи. Маркетинговый план.
Цитата
Главный Редактор пишет:
Цитата
Анастасия пишет:
Удивительно, почти 6 лет прошло, сайт изменился, а уж требования ко всем маркетинговым планам тем более. Зашла сюда случайно, по старой памяти, даже пришлось заново регистрироваться:)
Рады видеть вновь :))
Спасибо, очень приятно. Обязуюсь заглядывать чаще:)
Александр
15 Марта 2011 200
Анализ продаж. Что необходимо уметь в Excel?
Ребята, кто-нибудь, скиньте, ПОЖАЛУЙСТА, шаблончик! banulis@inbox.ru
Очень нужно! заранее спасибо.
АВС
23 Сентября 2011 163
Маркетинг есть! Маркетинг есть... Есть ли маркетинг?!
Евгений Федоренко, Вам огромный респект и уважуха!!!!)))) извините за такое выражение)))Все ВЫ правильно говорите, только то, что директора компаний ждут "чудес" от маркетологов и желательно через пару недель после выхода на работу- тоже правда. Потому в очень многих компаниях такая текучка в отделах маркетинга, потому столько разочарований у маркетологов, которые бьются головой об стену и меняют компанию за компанией и все равно не находят где применить свои знания и опыт. Думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что директора поймут, зачем нужен маркетолог в компании и будут при этом видеть разницу между менеджером по рекламе, аналитиком и бренд-менеджером. А в данное время маркетолог зачастую должен столько знать и уметь, по мимо своих прямых обязанностей, что времени на свою работу не остается. Тут выше кто-то написал, что маркетолог заказывает полиграфию- нормальная практика)))Хотя заказ полиграфии, как по мне, не совсем обязанность маркетолога, для этого есть отделы закупок, которые вполне могут справиться с типографией))
А вообще, ребята, все молодцы, все болеют за свое дело, все стараются сделать свою работу профессионально и продолжают развиваться, учиться и совершенствоваться. Те, кто этого не делают, работать маркетологами не могут. Ну и конечно, надо иметь недюженную выдержку и терпение, выслушивать замечания от бухгалтерши и уборщицы по поводу своей работы)) И еще постоянно работать при оптимальных(мизерных))) бюджетах))
Анна Осадчая
14 Июня 2015 142
Как продать одежду Гопникам??
Пачку семян предложить в подарок))
Евгений Лернер
15 Августа 2010 126
Чья зона ответственности? Коммерческий Директор или Директор по маркетингу?
я думаю что директор по маркетингу находится в подчинении коммерческого директора. Потому в первую очередь - обязанность коммерческого директора, а он может перепоручить это маркетологам.
Facebook Вконтакте Twitter

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом