Исследование агентства Weber Shandwick показало, что более 60% компаний во всем мире используют интернет для оценки своей репутации и конкурентов.
Также выяснилось, что российские директора в меньшей степени, чем за рубежом обращаются к онлайн-СМИ - из них только 34% опасаются негативной информации в Интернете.
Обращаюсь к Вам, коллеги!
Как Вы считаете, влияют ли отрицательные и положительны мнения потребителей в форумах, блогах и социальных сетях на репутацию компании, или все это мыльный пузырь?
Можете ли Вы привести примеры подобного влияния, как отрицательные, так и положительные?
Например, многие читали о предотвращенном скандале в форумах с компанией "Автоленд". Хотя, в данном случае действия Автоленда выше всяких похвал.
Действительно, организованный негатив, или черный PR, могут нанести значительный вред репутации, что приводит к снижению продаж, особенно в тех отраслях, где требуется высокая степень доверия к компании.
Например: Инвестиционные программы, Банки, Страхование, Недвижимость, Медицина и так далее.
Кстати, по нашей практике Репутационный мониторинг как раз чаще всего интересует финансовый сектор и страховщиков.
В последнее время этот вопрос находится под пристальным вниманием исследовательских компаний. http://www.loyalty.info/news/1913.html В каждом номере маркетингового журнала LOYALTY.INFO в рубрике "Исследования" публикуются отчеты. В целом, все зависит от сектора рынка. Если речь о массмаркете, то эффект есть, и хотя работа с социальной сетью отнимает много времени, результат, как правило, оправдывает усилия. А вот в секторе B2B все не так однозначно. Очень мало кому удается получить хоть какой-то эффект. В основном работу с сетью в B2B рассматривают как инвестиции в формировании "нужных" потребностей о юных поколений, но просчитать результат нереально, эффект будет виден только в далеком будущем.
Что касается имиджа, то опыт использования того же корпоративного блоггинга, уже есть и в России. Но он опять же очень затратен по времени, требует постоянного обновления и поддержания нескольких ролевых ников, а это уже работа не из простых, зато позволяет нейтрализовать негатив.
Что касается влияния отзывов на выбор покупателя, то исследования на эту тему есть и уже немало, нужно искать, в каких номерах и в каком месяце они публиковались, нет времени, к сожалению. Но покупатели, в большинстве, внимательно изучают отзывы в интернете, перед совершением покупки, особенно когда речь идет о достаточно крупных вещах, к примеру, бытовой технике.
Действительно, регулярный мониторинг отзывов м мнений в социальных сетях и форумах - задача трудоемкая. Чтобы охватить большинство площадок и не прирасти к монитору, можно обратиться в бюро интернет-PR которые предоставляют такие услуги. Это, конечно стоит денег, но цена пропущенной волны черного PR может оказаться дороже.
Вот, что говорит об этом Лидия Бондаренко, Руководитель пресс-службы марки Clinique:
- Многочисленные потребительские исследования гласят, что одним из главных факторов, влияющих на решение о покупке, является совет/отзыв окружающих.
Поэтому обращать внимание на отзывы в форумах, блогах, социальных сетях очень важно. Хотя необходимо учитывать специфику интернет-аудитории (особенно это касается форумов и блогов), где человек остается сравнительно анонимным, соответственно не испытывает полной меры ответственности за свои высказывания и может позволить себе некоторую чрезмерность и агрессивность, зачастую не имеющую отношения к реальности.
Мониторинг форумов и блогов хорош не только для черного PR или влиянии на репутацию компании. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что при проведении исследований количественными и / или качественными методами, мониторинг форумов зачастую становится не просто прекрасным дополнением, но иногда и основным.
За последние три года только собственной практики, более 50 компаний воспользовавшись таким источником информации, обращались к нему вновь. К тому же, все чаще потребители, говоря о выборе, среди «рекомендателей» упоминают не только своих знакомых, друзей, но и Интернет.
Могу еще по собственному опыту добавить: в период проведения федеральных промо-акций, о накладках в региональных ЦВП или о том, что закончились призы, наш заказчик узнавал из мониторинга откликов об акции раньше, чем от btl-агентства, которое отвечало за акцию в том регионе.
_________________
Елена Кучерявенко
kucheryavenko.ru - копирайтинг, интернет-маркетинг, управление репутацией в Интернет