Рекламные фестивали в России и не только

15 Октября 2004

Статья даёт довольно полный обзор рекламных и дизайнерских фестивалей, проходящих в России и СНГ. Думаем, читателям будет интересно получить эту информацию от экспертов – специалистов по дизайну и проведению конкурсов. Ибо профессиональные фестивали – то самое место, где отражаются самые последние тенденции, и специалисту, который стремится быть в курсе развития отрасли просто необходим путеводитель по богатому множеству специализированных событий.

Сколько в России проходит фестивалей и профессиональных конкурсов в области рекламы и дизайна? В чем необходимость организации этих событий? Почему за участие в фестивалях и конкурсах профессиональные агентства и компании платят часто очень большие деньги? Ответить на эти вопросы и сложно, и просто. Однако прежде всего важно сформировать целостное представление о картине российской фестивальной жизни. Попробуем коротко описать основные события – национальные фестивали, региональные и тематические события, узкопрофессиональные конкурсы и презентационные события международных фестивалей.

Национальными фестивалями рекламы на территории СНГ являются: Московский Международный фестиваль рекламы, Киевский Международный фестиваль рекламы и Международный Минский фестиваль рекламы “Евролиния”. Проходящие в столицах России, Украины и Белоруссии фестивали не только являются главными профессиональными событиями стран, но и определяют динамику развития рекламного бизнеса всего СНГ. Именно на национальных фестивалях собираются ведущие специалисты в области рекламы, дизайна, PR, брэндинга и проводят конференции, семинары, мастер-классы, на профессиональном уровне обсуждаются новые тенденции мировой рекламной индустрии, пути и перспективы развития рекламы на постсоветском пространстве, происходит обмен творческими идеями и наработками. В программах этих фестивалей примерно совпадает тематика конкурсных номинаций: телевизионная реклама и реклама в кинотеатрах, печатная реклама, этикетка и упаковка, наружная реклама и реклама на транспорте, радиореклама, интернет-реклама и веб-дизайн.

Московский Международный фестиваль рекламы – самый крупный из всех рекламных фестивалей, проходящих в странах СНГ. Все началось с первого российского конкурса видеоклипов, который состоялся еще в марте 1992 года. В ноябре того же года прошел второй подобный конкурс, на котором и было решено проводить ежегодные осенние фестивали рекламы в Москве. С 1995 года в жюри ММФР работают мэтры мировой рекламы, расширяется география фестиваля, увеличивается число конкурсных работ. На протяжении последних девяти лет бессменным президентом фестиваля является Игорь Янковский. В 2004 году ММФР состоится с 18 по 20 ноября в Центре международной торговли. Московский Международный фестиваль рекламы за дни работы собирает более четырех тысяч специалистов. Специально для поддержки студентов, изучающих смежные специальности, проводится конкурс “Молодые креаторы”, победители которого могут принять участие в Каннском фестивале! Организует фестиваль Ассоциация коммуникационных агентств России.

Официальная страница фестиваля в Интернет: www.festival.ru

Уже пять лет, традиционно в мае, проходит Киевский Международный фестиваль рекламы. Особенностью этого крупного события является составляемый по итогам фестиваля рейтинг рекламных агентств Украины и проведение конкурсов в таких номинациях, как альтернативная и непрямая реклама, экспозиционный дизайн, рекламная фотография, социальная реклама, рекламные кампании, графический дизайн и POS-материалы. Организаторы фестиваля – Всеукраинская рекламная коалиция и Общественный совет по рекламе. Представитель КМФР в России – компания “Индекс Дизайн”.

Официальный сайт: www.adfestival.com.ua

Международный Минский фестиваль рекламы "Европейская линия" проводился в Минске два раза – в 1999-м и 2003 годах. Как и в Киеве, в конкурсную программу входят конкурсы графического дизайна, рекламных кампаний и непрямой рекламы. Организатор фестиваля – Ассоциация рекламных организаций Беларуси – планируют провести следующий фестиваль в 2005 году.

Официальный сайт: www.euroline.by

Из двух десятков региональных фестивалей, проходящих на территории России, можно выделить несколько наиболее заметных и перспективных событий.

Фестиваль “Идея”, семь лет проходивший в Новосибирске, в июне 2004 года впервые проходил в Сочи. По словам организаторов, фестиваль, возможно, станет кочующим из города в город, как Олимпийские игры. Основная особенность этого фестиваля – требование, чтобы реклама была малобюджетной. Это объясняет большую популярность фестиваля – только в 2004 году было заявлено более тысячи работ.

Официальный сайт: www.idea.ru

Питерский открытый фестиваль рекламы “Диалог” состоялся в мае 2004 года в девятый раз. Участниками мероприятий фестиваля стали более 200 рекламистов из 30 городов России и ближнего зарубежья. Главной сенсацией прошедшего форума стал, по рассказам очевидцев, ряд ошеломительных побед украинских рекламистов – они увезли на родину добрую половину фестивальных призов, включая Гран При. Еще около 150 человек ежедневно посещали учебную программу фестиваля, открытую с легкой руки директора фестиваля Юрия Коробова для студентов Санкт-Петербурга.

Официальный сайт: www.festival.rus.net

Открытый Казанский фестиваль рекламы и PR “Да… Ёж!” состоялся в феврале 2004 года в шестой раз. Молодым креаторам на фестивале предоставлена возможность показать все грани их таланта в творческом блиц-конкурсе “Ёжик”, главный приз блицконкурса – недельная стажировка в ведущем московском рекламном агентстве.

Официальный сайт: www.daezh.ru

А вот дальневосточный фестиваль рекламы “ГлАмур” (Благовещенск) состоится в октябре 2004 года впервые. Организаторы фестиваля – Амурский филиал МТС, издательство Index Design и профессиональное фестивальное агентство “Гран-при” представят дальневосточным специалистам широкую программу российских и международных достижений в области рекламы, дизайна и PR. Возможно даже участие в фестивале авторской выставки работ Невила Броуди и демонстрация победителей конкурса телевизионной рекламы Нью-Йоркского клуба арт-директоров.

Официальный сайт фестиваля пока в разработке.

Большое региональное значение имеют и другие фестивали – выставка знаков и логотипов “Золотая блоха”, Региональный фестиваль рекламы, дизайна и полиграфии "Я!Года”( http://yagoda.itime.ru/), Межрегиональный фестиваль рекламы “С рекламой по жизни!” (www.exposib.ru) и многие другие события.

Из тематических фестивалей ярко выделяются фестивали социальной рекламы.

Этой теме в России посвящен Московский фестиваль социальной рекламы, учрежденный правительством Москвы в 2001 году в рамках празднования Дня города. Фестиваль привлек внимание, как профессионалов рекламного бизнеса, так и москвичей. Учитывая вызванный интерес, правительство Москвы сделало его ежегодным. Цель Московского фестиваля – пропаганда лучшей социальной рекламы среди населения. Работы победителей размещаются на рекламных конструкциях и видеоэкранах столицы. В дни фестиваля проходит социологический опрос на улицах Москвы и работает голосование в Интернете, влияющие на определение победителей. Участие в фестивале бесплатное.

Официальный сайт: www.fsr.ru

Нижегородский фестиваль социальной рекламы “МЫ” последний раз проходил в мае 2002 года в Нижнем Новгороде. Вдохновитель и организатор международного фестиваля – Студия Современной Социальной Рекламы ("СССР") под руководством Олега Шакирского. К сожалению, последние два года фестиваль не проводился, хотя потребность в таком событии для рынка очевидна.

Официальный сайт: www.we.org.ru

Близкую тематику имеет и конкурс эффективности социально-маркетинговых кампаний “Индекс Брэда”, итоги которого подведены 27 августа 2004 года. Конкурс приобрел особую форму – проекты-победители публикуются в книге "Социально-маркетинговые кампании в России. Сборник кейсов". Еще одно отличие – участие зарубежных экспертов, позволяющее обеспечить международную оценку и освещение конкурса.

Официальный сайт: www.indexbrand.ru

Ведущими студенческими фестивалями в области рекламы и дизайна являются:

В области рекламы: студенческий фестиваль рекламы Miracle (www.miracleclub.ru), проводимый осенью под эгидой Международного института рекламы исполнительным директором совета учредителей Сергеем Горловым. Ежегодно фестиваль привлекает внимание активной творческой молодежи, преподавателей и руководителей крупнейших рекламных вузов России, представителей рекламного сообщества и СМИ. Уже в течение 5 лет студенты разных городов России присылают на конкурсы фестиваля свои креативные и исследовательские разработки. О фестивале 2004 года конкретной информации пока нет, но, как утверждают в оргкомитете, событие все-таки должно состояться в конце октября. То же можно и сказать и о Международном студенческом фестивале рекламы (www.mgsa.ru), проводимом Московской гуманитарной социальной академией. Последний, пятый, фестиваль состоялся весной 2003 года, и, к сожалению, о проведении очередного фестиваля неизвестно.

А в области PR проходит Всероссийский конкурс студенческих работ в области развития связей с общественностью “Хрустальный апельсин”, имеющий пятилетнюю историю и широкое региональное распространение. Учредителями конкурса являются Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (МГИМО), а возглавляет оргкомитет Алла Некрашевич, представитель Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ).

Официальный сайт: www.crystalorange.ru

Из профессиональных рекламных событий можно выделить в первую очередь Всероссийский конкурс рекламистов "ПРОФИ'04" , проходящий во второй раз. Конкурс организован ЗАО "ВДНХ-ЭКСПО" по инициативе и при участии ведущих российских рекламодателей в рамках Всероссийской выставки рекламных возможностей "АРТ МЕДИА ЭКСПО". Отличия конкурса "ПРОФИ": работы участников оценивают не эксперты-рекламисты, а жюри, сформированное из представителей потенциальных заказчиков-рекламодателей. Критерии оценки – не только "художественная ценность", но и соответствие изготовленного продукта заявленной маркетинговой цели, поставленной заказчиком. Свои работы на конкурс представляют рекламные агентства и средства массовой информации из всех регионов России. Конкурс организует единое пространство для прямого диалога между рекламистами, массмедиа и рекламодателями. Еще одна приятная особенность фестиваля – приезд мировых знаменитостей в профессиональной области, например на церемонию награждения этого года (12 ноября) приезжает и проводит семинар знаменитый маркетолог Джек Траут.

Страница конкурса: www.artmediaexpo.ru/profipage.php

Динамично развивающийся петербургский рынок потребовал появления специального конкурса на самый продвинутый брэнд Санкт-Петербурга “БРЭНДи СПб”. Конкурс проведен впервые в 2003–2004 годах по 22 номинациям, объединив в экспертном совете более 40 специалистов Москвы и Санкт-Петербурга.

Профессиональные дизайнерские события:

В Москве в 1992, 1994, 1996, 1998 и 2000 годах проводилась Московская международная биеннале графического дизайна Golden Bee — “Золотая пчела”. Биеннале собирала в Центральном Доме художника лучшие достижения в области графического дизайна, способствовала углублению международного сотрудничества, включению отечественного графического дизайна в мировое профессиональное сообщество, помогала наращиванию творческого уровня и духовного потенциала профессии, служила формированию высоких ценностных ориентаций, демонстрировала тенденции развития современной визуальной культуры и являлась катализатором ее развития. В 2002 году президент биеннале Сергей Серов объявил о приостановлении выставки. Но в 2004 году с 1 по 10 сентября по инициативе компании “Экспо–Парк Выставочные проекты” и при поддержке ряда московских дизайн-студий и фирм, ставших попечителями биеннале, “Золотая пчела” “возобновляет свои полеты”.

Официальный сайт: http://goldenbee.design.ru

Выставка “Знак” проходит в Санкт-Петербурге и является уникальным событием, так как собирает лучшие знаки и логотипы со всей страны, а также стремится поддержать искусство плаката.

Сайт у выставки отсутствует.

Фестиваль оформления музыкальной продукции Cover. Основная цель проведения фестиваля – развитие отечественного музыкального дизайна и сопутствующих графических разработок. Общественная организация MCD совместно с издательством Index Design на основании опыта первого российского издания "Оформление музыкальной продукции" освещает взаимосвязь двух граней творчества – музыки и дизайна. По словам исполнительного директора фестиваля Елизаветы Кушнир, “грамотно, профессионально оформленная пластинка не только оттеняет музыкальную концепцию произведения, но и создает дополнительное восприятие произведения, визуальный образ”. Впервые фестиваль проходил в мае 2004 года, сейчас организаторы фестиваля задумываются не только о ежегодности проекта, но и о его проведении в других странах.

Официальный сайт: www.musicdesign.ru

Фестиваль рекламной пародии "Алюминиевый огурец" был впервые проведен в 1998 году агентством “ДА-Медиа”. В сентябре этого года будет проходить четвертый фестиваль, который уже сформировался как профессиональное рекламно-дизайнерское событие. В конкурсной программе фестиваля приняли участие 23 агентства и дизайн-студии и 48 свободных дизайнеров. Оргкомитет фестиваля определяет специфику события так, что пародия является отдельным жанром, а если это пародия на рекламу, то в конкурсной работе должна быть узнаваема или какая-либо конкретная реклама, или рекламный прием или элемент.

Официальный сайт: www.oguretz.ru

Мировые события в России:

82-я выставка американского Art Director`s Club впервые посетила нашу страну в феврале – апреле 2004 года. Российский тур легендарной выставки, организованный компанией Index Design прошел в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, а затем в Санкт-Петербурге. Кульминацией стала экспозиция на выставке "Дизайн и реклама" в Москве. Приезд стал возможен благодаря компаниям Index Design, "Директ Дизайн" и "Экспо-парк. Выставочные проекты". Лучшие работы в области рекламы, графического дизайна, иллюстраций и фотографий, а также медиаиндустрии стали одним из самых ярких событий 2004 года. В 2005 году программа выставки победителей конкурса ADC в России охватит новые города и наполнится новыми событиями.

Информация на сайте: www.indexdesign.ru

Международный рекламный фестиваль "Каннские Львы” – это крупнейшее событие, собирающее огромную аудиторию профессионалов в области европейского маркетинга и рекламы, а также самый престижный рекламный конкурс. Ежегодно фестиваль собирает около 9 000 делегатов, представляющих рекламный бизнес (а также представителей бизнеса, имеющего непосредственное отношение к рекламе), чтобы приобщиться к самым выдающимся достижениям в области креатива, а также обсудить насущные проблемы и обменяться опытом. В ходе проведения фестиваля устраивается выставка, на которой выставляется более 16 000 рекламных работ со всего мира, а также проводятся тематические семинары, организованные наиболее выдающимися представителями рекламного бизнеса. Компании-победители получают престижные призы – Львов, являющихся признанием выдающейся креативности в области телекинорекламы, наружной рекламы, интерактивной рекламы, а также в области наилучших медиарешений. В России уже 6 лет Владимир Евстафьев, официальный представитель “Каннских Львов”, пропагандирует идеи фестиваля и проводит ежегодные презентации фестиваля. Также в рамках региональной программы фестиваля проходит конкурс зрительских симпатий на звание лучшего отечественного рекламного ролика “Львенок”.

Официальный сайт: www.canneslions.ru

“Брэнд года/Effi” — ежегодное награждение наиболее успешных проектов в области создания и продвижения брэндов на российском рынке. Проводимый с 1998 года конкурс “Брэнд года/Effi” направлен на повышение роли эффективного маркетинга и маркетинговых коммуникаций на российском рынке.

В 2001 году российская национальная награда в области маркетинга и рекламы “Брэнд года” вошла в международную систему Effi — самой авторитетной мировой награды в сфере эффективных маркетинговых коммуникаций. Стартовавший в 1968 году Американской Маркетинговой Ассоциацией конкурс Effi сегодня проводится в 28 странах мира.

Международная система оценки проектов “Брэнд года/Effi” дает победителям уверенность в том, что их стратегии действительно соответствуют самому высокому уровню, обеспечивающему сегодня глобальное лидерство на мировых рынках. “Брэнд года/Effi” оценивает проекты, реализованные на российском рынке, руководствуясь требованиями, предъявляемыми к эффективным маркетинговым стратегиям во всем мире. Финальный этап конкурса 2004 года состоится осенью.

Официальный сайт: www.bestbrand.ru

Все ярче становится еще одно событие “Новой Европы” – Международный фестиваль рекламы Golden Drum ("Золотой барабан"). Презентации в России организует российский представитель фестиваля Влад Васюхин при участии АКАР, интернет-портала Sostav.ru и журнала "Индустрия Рекламы". В 2003 году на десятом фестивале московские рекламные агентства получили две "Золотые барабанные палочки": McCann-Erickson – за рекламные ролики для Nescafe Classic "Душ" и "1 июня" и Leo Burnett – за ролик "Белая линия", снятый для Chevrolet Niva. А "Серебряная барабанная палочка" досталась столичному BBDO – за ролик "Слесарь" для "Альфа-банка" (кроме того, в финал вышли еще три ролика BBDO). Golden Drum, проходящий на словенском курорте Порторож, сегодня входит в число главных рекламных событий не только Европы, но и мира.

Официальный сайт: www.goldendrum.com, информация на русском языке в рубрике Влада Васюхина на сайте www.sostav.ru

Практически каждый сезон дарит сообществу новые события. Одни проводятся всего раз, другие выживают и начинают определять жизнь на рынке. Сейчас любая компания, обладающая четким представлением о тенденциях рынка, может учредить какое-то новое уникальное событие, внося свой вклад в развитие профессии маркетолога, рекламиста, дизайнера, помогая рекламодателю и разработчику.

Итак, даже при первом приближении можно насчитать более тридцати профессиональных событий. Если четко определить тематику, можно обнаружить конкурсы годовых отчетов или дизайна упаковки, директ-мейлинга или мобильных стендов. Поэтому ответить на вопрос, сколько фестивалей и конкурсов, нельзя. Зато абсолютно очевидно: необходимость появления и проведения конкурсов – явление объективное. Оно отражает уровень и динамику развития отрасли. Фестиваль и конкурс являются ключевыми, наравне с программами повышения квалификации и выработкой кодексов инструментами профессионального развития. События стимулируют профессионализацию формирующегося сообщества, задают нормы и уровень, создают условия для появления образцов, методик, прецедентов. Любой фестиваль – срез наиболее активного и передового опыта. Участники фестиваля и конкурса – лидеры отрасли. Продемонстрировать достижения, доказать эффективность креатива, дизайна, рекламной кампании, определить свою позицию на российском и международном рынке, подтвердить профессиональный статус, приобрести известность – вот основные цели участия. Ведь победа в фестивале, как правило, наибольшая гарантия профессионализма для заказчика. Ведь управляют рынками наиболее активные игроки – способные на эффективную рекламу и дизайн разработчики, способные на стратегические решения заказчики.

Владимир Вайнер

директор по маркетингу и PR издательства “Индекс Дизайн”

Григорий Терновский

руководитель проектов фестивального агентства “Гран При”

Журнал "Рекламодатель: теория и практика" №8, 2004


http://www.reklamodatel.ru

Дмитрий Ларин
1 Июля 2025 2
Стоит покупать седан GAC EMPOW ?
Я такой же рассматриваю или схожую альтернативу.
Дмитрий Ларин
30 Июня 2025 1
Как узаконить перепланировку?
 максимально быстро и без нервотрёпки. Их опытные ...
Dianka
30 Июня 2025 0
Банкротство кредитных организаций
 советую ознакомиться с информацией на сайте Долго...
Netom
30 Июня 2025 2
Аппаратный массаж
Это вам надо в клинику Dolce Vita обратиться, там ...
Дмитрий Ларин
29 Июня 2025 1
Посоветуйте букмекера с честной игрой и р...
 и попробовать свои силы без вложений. Да, есть бо...
Ponch
27 Августа 2014 202
Прошу помощи. Маркетинговый план.
Цитата
Главный Редактор пишет:
Цитата
Анастасия пишет:
Удивительно, почти 6 лет прошло, сайт изменился, а уж требования ко всем маркетинговым планам тем более. Зашла сюда случайно, по старой памяти, даже пришлось заново регистрироваться:)
Рады видеть вновь :))
Спасибо, очень приятно. Обязуюсь заглядывать чаще:)
Александр
15 Марта 2011 200
Анализ продаж. Что необходимо уметь в Excel?
Ребята, кто-нибудь, скиньте, ПОЖАЛУЙСТА, шаблончик! banulis@inbox.ru
Очень нужно! заранее спасибо.
АВС
23 Сентября 2011 163
Маркетинг есть! Маркетинг есть... Есть ли маркетинг?!
Евгений Федоренко, Вам огромный респект и уважуха!!!!)))) извините за такое выражение)))Все ВЫ правильно говорите, только то, что директора компаний ждут "чудес" от маркетологов и желательно через пару недель после выхода на работу- тоже правда. Потому в очень многих компаниях такая текучка в отделах маркетинга, потому столько разочарований у маркетологов, которые бьются головой об стену и меняют компанию за компанией и все равно не находят где применить свои знания и опыт. Думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что директора поймут, зачем нужен маркетолог в компании и будут при этом видеть разницу между менеджером по рекламе, аналитиком и бренд-менеджером. А в данное время маркетолог зачастую должен столько знать и уметь, по мимо своих прямых обязанностей, что времени на свою работу не остается. Тут выше кто-то написал, что маркетолог заказывает полиграфию- нормальная практика)))Хотя заказ полиграфии, как по мне, не совсем обязанность маркетолога, для этого есть отделы закупок, которые вполне могут справиться с типографией))
А вообще, ребята, все молодцы, все болеют за свое дело, все стараются сделать свою работу профессионально и продолжают развиваться, учиться и совершенствоваться. Те, кто этого не делают, работать маркетологами не могут. Ну и конечно, надо иметь недюженную выдержку и терпение, выслушивать замечания от бухгалтерши и уборщицы по поводу своей работы)) И еще постоянно работать при оптимальных(мизерных))) бюджетах))
Анна Осадчая
14 Июня 2015 142
Как продать одежду Гопникам??
Пачку семян предложить в подарок))
Евгений Лернер
15 Августа 2010 126
Чья зона ответственности? Коммерческий Директор или Директор по маркетингу?
я думаю что директор по маркетингу находится в подчинении коммерческого директора. Потому в первую очередь - обязанность коммерческого директора, а он может перепоручить это маркетологам.
Facebook Вконтакте Twitter

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом