Эссе маркетолога

26 Сентября 2005

Маркетолог – профессия относительно новая. В связи с этим во многих российских компаниях еще не сформировался «образ» маркетолога, т.е. его должностные обязанности и задачи. В западных организациях с этим все более или менее  понятно и четко.

В обоих случаях, как это обычно бывает, есть свои «за» и «против».

В западных компаниях есть четкая «иерархическая» организационная структура, в ней четко определена любая позиция, функции любого сотрудника расписаны. Отсюда вытекает жесткая дисциплина: dress-code, контроль рабочего времени сотрудника, строгая подчиненность, авторитарность управления организацией.

В российских фирмах с позицией «маркетолог» не все так четко и ясно, как в западных компаниях. У руководителей средних и мелких российских компаний зачастую нет представления о том, чем должен заниматься маркетолог. В российской практике встречаются такие «разновидности» маркетологов, как менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, event-менеджер, торговый представитель и др. Все эти должности, конечно, имеют прямое отношение к маркетингу, но не к маркетологу. Должность «маркетолог» объединяет все эти виды деятельности.

Другой вопрос, что  в российской практике маркетолог по очереди занимается всеми перечисленными выше обязанностями, в то время в западных компаниях он только координирует работу соответствующих специалистов/отделов в зависимости от размеров компании.

Мне лично ближе российские компании, где есть возможность конструктивного диалога с руководством по поводу задач маркетолога. Для начинающего специалиста есть возможность «попробовать на вкус» разные направления в маркетинге, «поиграться» с различными инструментами маркетинга.

Основной мотивирующий фактор для маркетолога, как, впрочем, и для любого другого специалиста, это адекватная оценка результатов труда, как в финансовом, так и моральном плане. Любой специалист должен иметь «процентную» составляющую от результатов своей деятельности. В отношении маркетологов это может быть премия за удачно завершенный проект, за информационную поддержку для привлечения новых клиентов, за организацию эффективного и плодотворного сотрудничества специалистов маркетингового отдела. Из нематериальных поощрений можно выделить внеплановый отпуск, свободный график при условии выполнения своих обязанностей, оплату тренинга или семинара. Задача мотивировать маркетолога гораздо сложнее, чем, скажем,  менеджера по продажам или торгового представителя – там четко прослеживаются результаты работы. Но ее могут решать менеджеры по персоналу при творческом подходе к своей работе.

Если говорить о личных качествах и профессиональных требованиях, то стоит отметить системность мышления и умение грамотно выстроить работу отдела. Для менеджеров/директоров по маркетингу очень важно четко разбить стратегию развития компании на задачи для каждого специалиста, который работает в отделе маркетинга. Критически важным моментом для успешной работы маркетолога является соответствие его видения пути развития компании с планами руководства этой компании.

Резюмируя сказанное, стоит отметить, что при выборе пути развития карьеры стоит реально оценивать свои возможности и потенциал, четко представлять какие возможности предоставляет та или иная компания. Если говорить о рассмотренных аспектах, то западные компании подходят для тех, кто предпочитает учиться на чужих ошибках и четко представляет, чем именно он будет заниматься в будущем, а российские – для тех, кто предпочитает пройти свой путь «проб и ошибок» и не совсем представляет, каким именно направлением маркетинга он хочет заниматься. К тому же в западных структурах и в больших российских компаниях существуют системы мотивации персонала, в средних и маленьких российских компаниях подобные системы, к сожалению, практически отсутствуют.

Beshe
3 Июня 2025 2
контакты проверенного поставщика газоблок...
да они же почти во всех строительных продаются
Дмитрий Ларин
29 Мая 2025 1
Как не ошибиться с выбором насадки для пр...
 с защитным покрытием или полимерные ершики, котор...
Дмитрий Ларин
29 Мая 2025 1
Какие преимущества у резиновых кукол?
Резиновые куклы, особенно из TPE, действительно об...
Beshe
29 Мая 2025 2
как выбирать специалистов для отдела прод...
 в компанию. Нашли опытных и квалифицированных спе...
Netom
28 Мая 2025 2
про работу
а на Хэде не смотрели вакансии?
Ponch
27 Августа 2014 202
Прошу помощи. Маркетинговый план.
Цитата
Главный Редактор пишет:
Цитата
Анастасия пишет:
Удивительно, почти 6 лет прошло, сайт изменился, а уж требования ко всем маркетинговым планам тем более. Зашла сюда случайно, по старой памяти, даже пришлось заново регистрироваться:)
Рады видеть вновь :))
Спасибо, очень приятно. Обязуюсь заглядывать чаще:)
Александр
15 Марта 2011 200
Анализ продаж. Что необходимо уметь в Excel?
Ребята, кто-нибудь, скиньте, ПОЖАЛУЙСТА, шаблончик! banulis@inbox.ru
Очень нужно! заранее спасибо.
АВС
23 Сентября 2011 163
Маркетинг есть! Маркетинг есть... Есть ли маркетинг?!
Евгений Федоренко, Вам огромный респект и уважуха!!!!)))) извините за такое выражение)))Все ВЫ правильно говорите, только то, что директора компаний ждут "чудес" от маркетологов и желательно через пару недель после выхода на работу- тоже правда. Потому в очень многих компаниях такая текучка в отделах маркетинга, потому столько разочарований у маркетологов, которые бьются головой об стену и меняют компанию за компанией и все равно не находят где применить свои знания и опыт. Думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что директора поймут, зачем нужен маркетолог в компании и будут при этом видеть разницу между менеджером по рекламе, аналитиком и бренд-менеджером. А в данное время маркетолог зачастую должен столько знать и уметь, по мимо своих прямых обязанностей, что времени на свою работу не остается. Тут выше кто-то написал, что маркетолог заказывает полиграфию- нормальная практика)))Хотя заказ полиграфии, как по мне, не совсем обязанность маркетолога, для этого есть отделы закупок, которые вполне могут справиться с типографией))
А вообще, ребята, все молодцы, все болеют за свое дело, все стараются сделать свою работу профессионально и продолжают развиваться, учиться и совершенствоваться. Те, кто этого не делают, работать маркетологами не могут. Ну и конечно, надо иметь недюженную выдержку и терпение, выслушивать замечания от бухгалтерши и уборщицы по поводу своей работы)) И еще постоянно работать при оптимальных(мизерных))) бюджетах))
Анна Осадчая
14 Июня 2015 142
Как продать одежду Гопникам??
Пачку семян предложить в подарок))
Евгений Лернер
15 Августа 2010 126
Чья зона ответственности? Коммерческий Директор или Директор по маркетингу?
я думаю что директор по маркетингу находится в подчинении коммерческого директора. Потому в первую очередь - обязанность коммерческого директора, а он может перепоручить это маркетологам.
Facebook Вконтакте Twitter

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом