Маркетолог – профессия относительно новая. В связи с этим во многих российских компаниях еще не сформировался «образ» маркетолога, т.е. его должностные обязанности и задачи. В западных организациях с этим все более или менее понятно и четко.
В обоих случаях, как это обычно бывает, есть свои «за» и «против».
В западных компаниях есть четкая «иерархическая» организационная структура, в ней четко определена любая позиция, функции любого сотрудника расписаны. Отсюда вытекает жесткая дисциплина: dress-code, контроль рабочего времени сотрудника, строгая подчиненность, авторитарность управления организацией.
В российских фирмах с позицией «маркетолог» не все так четко и ясно, как в западных компаниях. У руководителей средних и мелких российских компаний зачастую нет представления о том, чем должен заниматься маркетолог. В российской практике встречаются такие «разновидности» маркетологов, как менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, event-менеджер, торговый представитель и др. Все эти должности, конечно, имеют прямое отношение к маркетингу, но не к маркетологу. Должность «маркетолог» объединяет все эти виды деятельности.
Другой вопрос, что в российской практике маркетолог по очереди занимается всеми перечисленными выше обязанностями, в то время в западных компаниях он только координирует работу соответствующих специалистов/отделов в зависимости от размеров компании.
Мне лично ближе российские компании, где есть возможность конструктивного диалога с руководством по поводу задач маркетолога. Для начинающего специалиста есть возможность «попробовать на вкус» разные направления в маркетинге, «поиграться» с различными инструментами маркетинга.
Основной мотивирующий фактор для маркетолога, как, впрочем, и для любого другого специалиста, это адекватная оценка результатов труда, как в финансовом, так и моральном плане. Любой специалист должен иметь «процентную» составляющую от результатов своей деятельности. В отношении маркетологов это может быть премия за удачно завершенный проект, за информационную поддержку для привлечения новых клиентов, за организацию эффективного и плодотворного сотрудничества специалистов маркетингового отдела. Из нематериальных поощрений можно выделить внеплановый отпуск, свободный график при условии выполнения своих обязанностей, оплату тренинга или семинара. Задача мотивировать маркетолога гораздо сложнее, чем, скажем, менеджера по продажам или торгового представителя – там четко прослеживаются результаты работы. Но ее могут решать менеджеры по персоналу при творческом подходе к своей работе.
Если говорить о личных качествах и профессиональных требованиях, то стоит отметить системность мышления и умение грамотно выстроить работу отдела. Для менеджеров/директоров по маркетингу очень важно четко разбить стратегию развития компании на задачи для каждого специалиста, который работает в отделе маркетинга. Критически важным моментом для успешной работы маркетолога является соответствие его видения пути развития компании с планами руководства этой компании.
Резюмируя сказанное, стоит отметить, что при выборе пути развития карьеры стоит реально оценивать свои возможности и потенциал, четко представлять какие возможности предоставляет та или иная компания. Если говорить о рассмотренных аспектах, то западные компании подходят для тех, кто предпочитает учиться на чужих ошибках и четко представляет, чем именно он будет заниматься в будущем, а российские – для тех, кто предпочитает пройти свой путь «проб и ошибок» и не совсем представляет, каким именно направлением маркетинга он хочет заниматься. К тому же в западных структурах и в больших российских компаниях существуют системы мотивации персонала, в средних и маленьких российских компаниях подобные системы, к сожалению, практически отсутствуют.