В “Яндекс.Картах” появилась запись на услуги: стало возможно прямо в интерфейсе карт забронировать столик в ресторане или записаться на стрижку. Сейчас поддерживаются примерно 13 000 заведений, позже их список расширится, а возможность заказа выйдет за рамки “Карт”. “Цукерберг позвонит” пообщался с руководителем проекта Львом Воложем, уточнив у него детали и каверзно спросив “а вот мы публиковали текст о том, почему онлайн-запись не нужна, чем парируете”.
Евгений Трифонов: Применительно к “Островам” вы тоже говорили об онлайн-записи. Это те же “Острова”, но на карте?
Лев Волож: При схожей идеологии (возможность заказа в нашем интерфейсе без перехода на сайт) механизм другой. В “Островах” мы сотрудничаем с отдельными сайтами. Здесь мы сотрудничаем со стартапами, занимающимися онлайн-записью. Сервис получается похожим на “Яндекс.Такси”, где мы тоже агрегируем онлайн-предложения оффлайн-услуги, не занимаясь этой услугой самостоятельно, но делая ее заказ удобнее.
Стартапы оббегают рынок, подписывают договоры с конкретными организациями (ресторанами, клиниками, салонами красоты и так далее), налаживают техническую интеграцию, а мы агрегируем эти стартапы, получая все необходимые данные и выдавая их массовой аудитории — получается взаимовыгодный симбиоз. Мне кажется, что сервисы, которые переводят оффлайн в онлайн — вообще один из главных трендов десятилетия, и Яндекс со своей инфраструктурой и аудиторией оказывается в этом случае как нельзя более кстати.
Трифонов: У нас вот владелец салона красоты объяснял, что записывать клиентов на бумаге быстрее и удобнее, а все эти новомодные стартапы онлайн-записи пусть горят в аду. Что вы на это можете возразить?
Волож: Бумага не имеет многих функций обработки данных. Может, сделать запись в тетрадку и быстрее, но работать потом с этими данными дольше. Да и во многом скорость определяется тем, насколько продуман сервис, и конечно, привычкой. Но главный аргумент другой — мы приводим дополнительных клиентов.
Трифонов: Но тот же владелец салона красоты в комментариях добавлял: “статистика от наших коллег такая — 1-2 записи в месяц через инет идут, это провал”, то есть сейчас почти никакого “получения нового клиента” нет. Вы считаете, что с вашим приходом на этот рынок ситуация радикально изменится?
Волож: Да, и у нас уже есть схожий убедительный пример в виде “Яндекс.Такси”. Когда мы пришли на рынок заказа такси, онлайн-заказ тоже был в России очень редким явлением, и всего 10 таксомоторных компаний использовали GPS-софт, все остальные работали на рации без GPS. Теперь GPS используют в Москве практически все, а через “Яндекс.Такси” совершается громадное количество заказов. Таксопарки получают от нас в среднем 10% дополнительных заказов, а некоторые службы такси работают вообще только по нашим заказам.
Трифонов: Новая возможность не вынесена в отдельный сервис с собственным названием вроде “Яндекс.Услуги” и встроена в карты — а внутри “Яндекса” это отдельный проект или нет?
Волож: Мы представляем собой стартап внутри “Яндекса”, опираясь при этом на богатую инфраструктуру компании — нам не приходится ломать голову о бухгалтерии или содержании офиса, этим занимаются умеющие люди, а нам надо думать лишь о продукте. То, что мы выкатили сегодня, — это лишь подготовка к большому запуску. Впоследствии при поиске организации в Яндексе вместо списка ссылок, как сейчас, пользователь получит полноценный интерфейс выбора организации с необходимыми фильтрами и сразу же сможет записаться в выбранный салон красоты, ресторан, клинику и т.п. Мы делаем с нуля новый необычный сервис в расчете на то, что через год им будут пользоваться миллионы. И сейчас мы ищем людей со стартаперским подходом, готовых вложить усилия на ранней стадии и расти вместе с проектом: когда человек писал код с первых строк и отлично все знает, то при увеличении числа сотрудников зачастую именно он становится начальником соответствующего отдела. Если среди читателей “Цукерберг позвонит” есть подходящиеразработчик Python в Екатеринбурге и разработчик JavaScript в Москве, Екатеринбурге или Одессе — обращайтесь, мы будем рады работать вместе!
Трифонов: И последнее. Если вы такие умные и сделали действительно крутой и полезный сервис, почему Гугл хлопает ушами и не сделал такой же раньше?
Волож: Хотя это вопрос к Google, мне кажется, я знаю ответ. У них модель глобальная, а у нас транслокальная. Он делает вещи сразу для всего мира и физически не может договариваться со стартапами и бизнесами во всех странах своего присутствия. А мы окопались здесь и готовы уходить в оффлайн глубже них, чтобы решать реальные задачи наших пользователей.
Источник: Siliconrus.com