Евгений Федоренко,
Евгений, ну вот вам практическая ситуация на тему удержания клиентов в эпоху кризиса.
В регионе работают три компании: муниципальная, государственная и частная. Частная - явный лидер рынка, динамично растет, все здорово и прекрасно. Ну и, естественно, все крупнейшие клиенты работают с отсрочкой на выгодных условиях.
И вот приходит кризис.
Третий по величине клиент частной компании в какой-то момент перестает оплачивать свои счета. Его через какое-то время перестают обслуживать почти все поставщики. Клиент скатывается к банкротству, но тут под барабаную дробь появляется одна гос.корпорация, которая совместно с муниципалитетом откровенно прихватизирует клиента и переводит к муниципальному поставщику. Долги этого клиента за "особые условия" не могут вернуть до сих пор.
Другой клиент из второй пятерки тоже перестает платить, обслуживание останавливают, он уходит к гос.поставщику, где и умирает. Долги не могут вернуть до сих пор.
Третий клиент (с большим гос.пакетом акций), опять же из второй пятерки, под разговоры о кризисе тупым административным прессингом переводится к муниципальному поставщику.
Все вместе они просаживают частную компанию примерно на 15-20% объема продаж (это без учета непогашенных долгов).
Теперь хотелось бы услышать ваши рекомендации для частной компании - как ей нужно было работать с клиентами, чтобы удержать их?
Евгений, ну вот вам практическая ситуация на тему удержания клиентов в эпоху кризиса.
В регионе работают три компании: муниципальная, государственная и частная. Частная - явный лидер рынка, динамично растет, все здорово и прекрасно. Ну и, естественно, все крупнейшие клиенты работают с отсрочкой на выгодных условиях.
И вот приходит кризис.
Третий по величине клиент частной компании в какой-то момент перестает оплачивать свои счета. Его через какое-то время перестают обслуживать почти все поставщики. Клиент скатывается к банкротству, но тут под барабаную дробь появляется одна гос.корпорация, которая совместно с муниципалитетом откровенно прихватизирует клиента и переводит к муниципальному поставщику. Долги этого клиента за "особые условия" не могут вернуть до сих пор.
Другой клиент из второй пятерки тоже перестает платить, обслуживание останавливают, он уходит к гос.поставщику, где и умирает. Долги не могут вернуть до сих пор.
Третий клиент (с большим гос.пакетом акций), опять же из второй пятерки, под разговоры о кризисе тупым административным прессингом переводится к муниципальному поставщику.
Все вместе они просаживают частную компанию примерно на 15-20% объема продаж (это без учета непогашенных долгов).
Теперь хотелось бы услышать ваши рекомендации для частной компании - как ей нужно было работать с клиентами, чтобы удержать их?