Цветочный бизнес сегодня

12 Августа 2008

Современный цветочный бизнес все чаще привлекает "серьезных" инвесторов и в целом развивается довольно динамично - объем российского рынка цветов уже достиг 40 млрд. рублей, а к 2010 году он обещает вырасти до 100 млрд. На сегодняшний день 90% российского цветочного рынка пока принадлежит импортерам - Голландии, Эквадору, Колумбии и Израилю. Более 20 тонн срезанных цветов доставляются в Россию ежегодно, однако, приобретаются они уже несвежими. Российские цветы дешевле и свежее, но отечественные цветочные хозяйства обеспечивают  пока только 10% поставок: из всех теплиц в России цветами занято только 1,5%.

Во все времена цветок был воплощением природного совершенства, а торговля этой красотой всегда была довольно прибыльным предприятием. Кроме того, цветы - популярное хобби:  их выращивают на дачах и подоконниках, в палисадниках и оранжереях, для себя и просто для того, чтобы порадовать окружающих.

Как любой бизнес, цветочный имеет свои особенности. В Европе, к примеру, среди цветочных магазинов существует своя иерархия: самые демократичные торговые точки - павильоны у метро, где представлены два-три десятка и срезанные цветы. Магазины находятся вдалеке от деловых центров, они обычно небольшие и недорого оформлены. Летом горшечные растения выставляются на улице, у входа в магазин, на мобильных стеллажах. В помещении - срезка, композиции, несколько букетов и столик флориста.

Салоны цветов, как правило, располагаются рядом с дорогими бутиками.  Стремясь к эксклюзиву, их часто оформляют в стиле арт-деко - с  антикваром в интерьере. Бывают и салоны-оранжереи, куда люди приходят отдохнуть и полюбоваться цветами - причем иногда в таких салонах платный вход.

Российский цветочный рынок особенно бурно развивался в середине 1990-х, когда оптовики работали с розницей, владельцы палаток закупали товар у импортеров и отечественных цветоводов. В начале 2000-х появились цветочные магазины и салоны, которые некоторое время лидировали на рынке, а сравнительно недавно заработали сетевые, "брендовые" проекты, имеющие фирменный стиль и четкую концепцию.

Потребителией срезанных цветов можно условно разделить на три группы. Первая - люди, готовые потратить на букет не более 600 - 900 руб. Они обращают внимание не на качество цветов, а на цену, поскольку букет для них - формальность. Во второй группе покупатели, которые ценят качество цветов, профессионализм флористов и уровень обслуживания. Третья группа - знатоки, гурманы, которые предпочитают букеты известных флористов.

Однако, спрос на цветы низкого ценового сегмента пока значительно превышает спрос на дорогую продукцию. Среднему россиянину для покупки букета сегодня еще нужен повод. Но в будущем, с ростом доходов, цветы будут приобретать "просто так" - чтобы порадовать себя и близких. Это вселяет надежду, что слова "российский цветочный бизнес" будут подразумевать не только продавцов, но и производителей.

Цветочные магазины сегодня конкурируют с "мелкими точками" - палатками, ларьками,  павильонами, которые контролируют 70% розничных продаж. Решение купить цветы обычно принимается импульсивно, букет часто приобретается по пути, так что востребованность продукции часто зависит от расположения точки. Но около 20% продаж принадлежит салонам средней категории, которые предоставляют определенный уровень сервиса. Цветы -товар, в котором для покупателя важна свежесть. Поэтому бренд в скором времени будет не менее востребован, если обеспечит качество товара и высокий уровень обслуживания.

В Петербурге работает около 200 цветочных магазинов и салонов, среди них сетевые и единичные проекты, а также цветочные отделы в супермаркетах и торговых центрах. Выручка может варьировать в зависимости от места, где ведется продажа: наиболее удачные точки - у развязок магистралей, станций метро, офисных центров. Вложения в открытие цветочного салона размером 200 м2 с ассортиментом из живых цветов, сувениров и сопутствующих товаров составляют около $100 тыс., рентабельность бизнеса оценивается в 25-30% годовых.

В последнее время рентабельность увеличивается за счет спроса на композиции и услуги флористов. Кстати, по утверждению предпринимателей, специалиста, умеющего работать с цветочным материалом, найти непросто.

Уникальный, "дизайнерский" букет дороже обычного - от 350 до 5 тыс. рублей, но и покупателем он ценится куда выше.

Дополнительные услуги - основной инструмент конкуренции: сегодня салоны предлагают доставить букет и поздравление, отправить к заказчику флориста,  предоставить в аренду, для оформления офиса или банкетного зала, экзотические комнатные растения. У заморских цветов в последнее время появилось много почитателей.  А многие покупатели с удовольствием выбирают полевые букеты - с ромашкой, колокольчиком и тысячелистником (кстати, подобные букеты были популярны в Серебряном веке).

Иногда салоны предоставляют консультации по вопросам ухода за цветами или даже берут  растения на лечение или на содержание на время отпуска их хозяина. Многие магазины делают акцент на сопутствующие товары (они приносят до 15% прибыли), при этом уделяя особое внимание подарочной тематике: покупая букет, можно здесь же выбрать парфюмерию, алкоголь, конфеты или сувениры.

Еще одно интересное и прибыльное нововведение - интернет-магазин, который, к тому же, еще и представляет наименее рискованную модель флористического бизнеса. Для открытия такого магазина нужно только создать сайт, найти небольшое помещение, хорошего флориста и курьера для доставки. В России сейчас работает уже более  60 цветочных интернет-магазинов, а услуги по доставке букетов только в Москве предоставляют более 150 сайтов. Подобный бизнес "раскручивается" довольно быстро и позволяет задуматься о более крупных проектах.

Комнатные растения - особая статья цветочного бизнеса. Их ценят за уют, создаваемый в доме, и полезные свойства - цветы повышают влажность воздуха, убивают бактерии, снижают электромагнитное излучение и  очищают воздух от токсических веществ, которые выделяют современные пластиковые покрытия, клей, лаки и моющие средства.

Цветочный рынок невозможен без "околоцветочного" бизнеса. Перечень товаров для цветов очень широк: сюда входят товары для выращивания и ухода, для садоводов и любителей комнатных растений, для работы цветоводческих хозяйств и оформления цветочных магазинов.

Потребности цветоводов и продавцов обеспечивают разные предприятия-производители, садовые центры, агрофирмы и агробюро - в последние годы их количество увеличилось, некоторые из них сотрудничают с зарубежными поставщиками, другие представляют отечественный опыт. Ориентируются они, как правило, на специализацию своих клиентов.

Так, тепличным комбинатам и оранжереям необходимы системы для поддержания температурного режима и освещения; оборудование для полива, приготовления и внесения удобрений; для фильтрации, стабилизации и подогрева воды; измерительные приборы, тепличная автоматика, системы управления микроклиматом; минерализованные субстраты.

Любители покупают семена, рассаду, грунты, удобрения, средства химической защиты растений, укрывной материал, садовую технику и инвентарь.

Популярный сегодня ландшафтный дизайн требует своего ассортимента: это садовый декор, поддержки, решетки и сетки для въющихся растений, декоративные ограждения и арки, садовое освещение, факелы, флюгеры и садовые метеостанции, увлажнители воздуха, туманообразователи, оборудование для декоративных водоемов, помпы и подсветки для фонтанов.

Продавцов интересует оборудование для магазинов и розничный ассортимент - стеллажи, стойки и горки, шкафы, холодильные камеры, рабочие столы и инструменты для флористов, вазы, горшки, корзины, упаковка для цветов и материалы для оформления композиций, сувениры и специальная литература.

Цветоводам хорошо известно, что большая часть продукции на российском цветочном рынке представлена зарубежными производителями, а значит, простор для развития отечественного цветоводства очень широк.

Большая часть предприятий, занимающихся выращиванием и поставкой цветов, расположена на юге,  но есть и "жемчужины" в средней полосе и даже в Сибири. Многие из них созданы на базе бывших тепличных комплексов, и предоставляют множество услуг - занимаются озеленением, оформляют клумбы, выращивают цветы под срез, горшечные культуры, цветочную рассаду, зелень для оформления букетов, саженцы. Некоторые выбирают работу на перспективу, занимаясь селекцией, сортоизучением и испытанием сортов.

Опросы показывают, что в обычные дни самый популярный у россиян цветок - красная роза. По мнению некоторых экспертов, в перспективе российские розы вполне могут занять 60% рынка. Именно на розы приходится 80% розничных продаж цветов, их и стараются в первую очередь вырастить отечественные тепличные хозяйства. 8 марта большой спрос на тюльпаны, в День знаний и день Последнего звонка хорошо идут букеты, 23 феврался - гвоздики, в День Святого Валентина - композиции в виде сердец. На эти праздники и приходится пик продаж живых цветов, когда магазины выполняют двух-трехмесячные планы по обороту. Летом, как правило, продажи снижаются - поднять их помогают осенние свадьбы. А вот открывать "изящный бизнес" - цветочный салон - специалисты рекомендуют ближе к осени, когда начинается подъем спроса.

Мария Алексеева

Pavlova2209 Land
По-моему у цветочного бизнеса нет проблем, так как любое событие в жизни сопровождается цветами. Единственная забота это конкуренты и репутация, тут уже надо подумать серьёзно как с ними бороться. Первым делом конечно заказать сео продвижение , чтобы не остаться неизвестной компаний. Интернет приносит реального клиента.
Иван
Не знаю на сколько это выгодно.
Дмитрий Серов
Вот другое дело в южных странах, все эти цветочные магазины,где в открытом грунте живут пальмы, кактусы, цветы всяческие. 
А у нас климат сложный. 9 месяцев зимы. 1 месяц весна, 1 осень и 1 лето.
А значит затраты на то же самое в разы больше.
Артем Сегеев
Я не понимаю как столько цветочных лавок и магазинов выживают. https://alpari.com/ru/analytics/reviews/securities/21123_14082017/
Slonpress
Знакомая занималась, сделала сайт сама, накупила оборудования, и все. Дальше не пошло, деньги закончились. Сайт раскручивать очень долго, а крупные поставщики перебивают цены, с ними не реально конкурировать.
Anestezia
Актуально?
Дмитрий Ларин
Геморойно на мой взгляд такой бизнес вести в нашей стране тем более.
anna svetlova
Тепличку и вперед.
Анна Невская
Цитата
Дарья пишет:
Какие горшечные растения больше спросом?
Цветущие)
Дарья
Какие горшечные растения больше спросом?
Гость
А если только горшочные цветы открыть? невыгодо? :wink:
Pinet
25 Апреля 2024 1
приезд звезды
если деньги есть, то организовать можно без проб...
sibn
24 Апреля 2024 2
А кулеры вообще чистить надо как-то?
 заказать недорого можно, знаю, что специалисты из...
kosh
24 Апреля 2024 5
Маркировка для пивной продукции
Насчет маркировки вам подсказали. От себя же доб...
Pinet
24 Апреля 2024 2
Подарки на 14 февораля
Я помимо обычного подарка с цветами, решил заказат...
Deli
24 Апреля 2024 4
Нужно обеспечить офис охраной
И у нас тоже много дорогостоящей техники, поэт...
Pinet
25 Апреля 2024 1
приезд звезды
Цитата
Pinet пишет:
Сложно ли на практике организовать приезд какой-нибудь звезды именитой сейчас? Как это вообще делается?







если деньги есть, то организовать можно без проблем
sibn
24 Апреля 2024 2
А кулеры вообще чистить надо как-то?
А как же? Если его не чистить, то микробами покроется он и сломается гораздо быстрее. Так что такую процедуру проводить нужно. Но благо, что чистку кулера в москве https://mywatershop.ru/catalog/clear_water заказать недорого можно, знаю, что специалисты из Mywatershop её проводят, мы туда обычно обращаемся за данной услугой. 
kosh
24 Апреля 2024 5
Маркировка для пивной продукции
Цитата
kosh пишет:
Планируем добавить в ассортимент помимо нынешней продукции ещё и алкоголь легкий, реализовывать так же пиво. Насколько знаю, оно подлежит обязательной маркировке. Подскажите, а где про неё почитать можно более подробно?

Насчет маркировки вам подсказали. От себя же добавлю ещё, что помимо алкогольной продукции можно так же купить махорку курительную в Новосибирске https://z-54.ru/catalog/maxorka/ и продавать. На неё тоже большой ведь спрос, а значит сможете получать ещё больше прибыли, повысите рентабельность бизнеса. 
Pinet
24 Апреля 2024 2
Подарки на 14 февораля
Цитата
Pinet пишет:
Уже не за горами 14 февраля, чем будете радовать своих любимых?






Я помимо обычного подарка с цветами, решил заказать для своей любимой музыкальное поздравление на телефон https://pozhelau.ru/ . На мой взгляд это довольно интересный вариант порадовать вниманием близкого человека. Тем более ни каких затрат для этого не понадобится.
Deli
24 Апреля 2024 4
Нужно обеспечить офис охраной
Цитата
Deli пишет:
Нужно обеспечить офис охраной, а то тут множество ценной техники хранится. Вопрос с тем, как это организовать, куда обращаться лучше, кто такие вопросы решает?








И у нас тоже много дорогостоящей техники, поэтому решили усилить безопасность. Обратились по рекомендации в Проф-Безопасность, у них заказали монтаж оборудования и техническое обслуживание систем видеонаблюдения https://sistema-prof.ru/services/obslu...lyudeniya/ . Специалисты выполнили в оговоренные сроки работу, установили нужное оборудование. Так что возьмите их себе на заметку.

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом