Финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” (официальный дилер Audi, Infiniti, Nissan, Skoda) Олег Мосеев классифицирует группы риска у автодилеров и раскладывает их по полочкам. “Группы риска автодилеров я бы определил по следующим факторам, – рассуждает он. – В первой группе дилерские компании, которые до кризиса делали ставку исключительно на продажу новых автомобилей, не уделяя достаточно внимания развитию направления after sales и автомобилям с пробегом.(куплю автомобиль с пробегом) Сегодня, когда продажи новых автомобилей существенно сократились, источники дохода таких дилеров практически исчерпаны. Причем далеко не всегда это объяснялось недальновидностью менеджеров. Зачастую в регионах просто не было достаточной емкости рынка по той или иной марке, а значит, обеспечить должную загрузку сервисных станций удавалось не всегда.
Вторым фактором риска для автодилеров стали заемные средства”. По его мнению, бурное развитие сетей, региональные программы обеспечивались в последние годы преимущественно за счет привлеченных средств и возможность погасить кредиты в нынешних условиях имеют далеко не все представители сектора. “Наконец, очень далеки от стабильности сегодня дилеры, специализирующиеся на автомобилях среднего ценового сегмента, – говорит Олег Мосеев. – Именно в этом сегменте продажи упали ощутимее всего (до 62% по отдельным маркам, согласно статистике за пять месяцев). Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что владельцы бюджетных автомобилей менее лояльны и к программам дилерского обслуживания: сокращая личные траты, они обращаются на неавторизованные СТОА, к серым дилерам или вовсе в “гаражные” сервисы”.
Как считает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская, банкротства автодилеров пока не приобрели массового характера. “В сложной ситуации оказались компании “Машинный двор” и “Верра Моторс” из Перми, которые оказались близки к банкротству, – отмечает аналитик. – Уже признана банкротом автодилерская компания ООО “Авто-Сити”. В Санкт-Петербурге в апреле 2009 г. автодилеру “Фаст Мотор СПб” был предъявлен иск о банкротстве. В Башкирии процедуру банкротства инициировали три автомобильные компании. В феврале и начале марта Арбитражный суд республики ввел процедуру банкротства в отношении дилера ГАЗа – ООО “Аквилон”, дилера KIA – компании “Демо-Моторс”, а также ООО “Пеликан”. Кроме того, есть вероятность банкротства ООО “АК Моторс”, представляющего в Уфе интересы Volkswagen”.
По некоторым данным, компании “Автокей” и “Гермес” могут объединиться в одну, а столичный дилер KIA “Автоград” выпал из списка официальных дилеров корейской марки. Помимо “Инком-Авто”, большие трудности испытывает и крупный игрок “Элекс-Полюс”, который лишился дилерских контрактов по KIA и УАЗу, а также стал активно сокращать торговые площади. “До кризиса рынок авторетейла был сильно фрагментированным, крупных компаний было очень мало, а средняя сеть автосалонов состояла из двух-трех объектов, – поясняет Анна Синявская. – Поскольку региональный автобизнес большей частью непрозрачен, кредиты автодилеры брали под довольно высокие проценты. Зачастую не обладая сбалансированным марочным портфелем, компании оказались в критической ситуации в момент резкого спада продаж. На мой взгляд, в группе риска небольшие региональные компании с высокой долговой нагрузкой (долг/EBITDA более 5). Если говорить о специализации, то критическая ситуация будет у монодилерских компаний в случае падения продаж данной марки. В эту группу попадают премиальные марки, продажи которых сокращаются. Кроме того, дилеры массовых марок, например только российских марок (как “Инком-Лада” и “Элекс-Полюс”)”. По мнению аналитика, в случае с “Инком-Ладой” и “Элекс-Полюсом” возможен еще один вариант: АвтоВАЗ намеренно разорвал соглашения со своими крупнейшими дилерами, чтобы создать собственную дилерскую сеть, подконтрольную ОАО “АвтоВАЗ”.
Как отмечают участники рынка, самые большие трудности автодилеры начнут испытывать ближе к концу года, причем региональные компании первыми попадают в группу риска. “Причинами банкротства региональных компаний будут нехватка ликвидности, увеличение стоимости кредитов для дилерских компаний, прекращение выдачи долгосрочных кредитов, более жесткие условия дистрибьюторов, снижение оборотов за счет сервисного обслуживания автомобилей и продажи дополнительного оборудования, – считает Анна Синявская. – К сожалению, это лишь первые результаты кризиса авторетейла, в 2009-2010 гг. с рынка уйдет около половины региональных дилерских компаний”. А в целом генеральный директор “Ауди Центра Таганка” Владимир Моженков полагает, что до конца нынешнего года с рынка могут уйти до трети игроков.
Никита Афанасьев
http://www.autonews.ru/
http://www.autonews.ru/