
Специалисты Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара опросили российских промышленников на тему транспорта, которым те планируют доставлять свою продукцию в ближайшие месяцы. Результаты исследования должны отвлечь Владимира Якунина от поедания глухаря: все реже производители заявляют о планах везти свои грузы железной дорогой.
Основные выводы экономистов таковы:
- Среди промышленников, ожидающих увеличения перевозок своей продукции в августе – сентябре, больше тех, кто ставит на автомобильный транспорт.
- Предприятия не скрывают, что намерены отказываться от ж/д перевозок: наращивать погрузку на РЖД в ущерб автотранспорту готовы 8% предприятий, а увеличивать транспортировку автомобилями при снижении или неувеличении использования железных дорог – уже 20% грузоотправителей.
- Причины перехода грузов довольно очевидные – это высокая стоимость ж/д перевозок при больших сроках доставки и частых просрочках. Конечно, в расценки РЖД заложены серьезные затраты на поддержание инфраструктуры, но факт остается фактом.
- Отказ от услуг РЖД начался с высокодоходных некрупных грузов, но к настоящему времени с железных дорог на автомобильные ушли не только высокомаржинальные, но и среднемаржинальные отправления, и тенденция сохраняется. Такими темпами «лет через 20–30 РЖД будут возить только низкодоходные массовые грузы» – занятие в настоящее время в основном убыточное.
На падение грузооборота уже сетовал глава РЖД весной этого года. «Мы можем недобрать в нынешнем году около 49 млрд рублей доходов», – жаловался Якунин Путину. Эти аргументы тогда послужили обоснованием необходимости выделить РЖД дополнительные бюджетные средства. Однако какие действия намерена предпринимать монополия помимо просьб о допфинансировании, нам неизвестно.
Отказ грузоотправителей от железных дорог – печальный тренд не только для РЖД. Увеличение объема автомобильных перевозок скажется и на нас с вами в виде дорожных пробок и разбитых магистралей, заключают эксперты.