Рынок конгрессного туризма

26 Января 2007

Конгрессный туризм является специализированным сегментом рынка туристских услуг, включающим в себя поездки на такие организованные мероприятия, как, например, конгрессы, конференции и др. совещания или встречи, имеющие своей целью обсуждение различных вопросов среди определенных групп людей. При этом обязательным условием отнесения конференции или иного мероприятия к рынку конгрессного туризма является проведение вне помещения организации, выступающей инициатором конференции. Использование услуг предприятий индустрии туризма при организации, подготовке и проведении мероприятия является существенным, но не обязательным условием.

Конгрессный туризм вносит значительный вклад в национальный доход как развивающихся, так и высокоразвитых стран. К примеру, в материалах, опубликованных Профессиональной Ассоциацией Менеджмента Съездов, указывается, что в 2004 г. доля конгрессного туризма в валовом национальном продукте (ВНП) США составила 122,31 миллиардов дол. США, что отвечает двадцать девятому месту среди отраслей промышленности и сферы услуг, внесших наибольший вклад в ВНП. По этому показателю он обогнал таких общепризнанных гигантов, как фармацевтическая и медицинская отрасли промышленности. О его социальном значении свидетельствует и тот факт, что число непосредственно занятых в данном виде делового туризма в США оценивается в 1,7 млн. человек, – т.е. каждый 86 гражданин США прямо или косвенно занят в сфере конгрессного туризма.

Рынок делового туризма в России в качестве бизнеса существует недавно – речь идет только о последнем десятилетии, и сейчас находится в стадии становления. Емкость российского рынка деловых поездок в 2004г. оценивалась в 860 млн. долларов США: 80% из них пока приходится на бронирование авиабилетов и гостиничных мест и лишь 20% - на дополнительные услуги. 75-80% рынка делового туризма приходится на Москву и Санкт-Петербург. Соответственно, участники данного сегмента рынка – и турфирмы, и их клиенты, сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки. Выгоды от организации крупных форумов для гостиниц, транспортных компаний, да и государств в целом – очевидны.

Ни один инициатор серьезной конференции не сможет самостоятельно осуществить его полную организацию. В качестве специалистов – посредников обычно выступают туристские компании. При этом перед туристскими компаниями могут стоять различные задачи. Первая, – когда туристская компания лишь оказывает помощь при отправке туриста на то или иное международное мероприятие, т.е. ее роль ограничивается бронированием гостиницы, авиабилетов, оформлением визы и организацией трансферов. Второй, и более сложной, является подготовка конференции. Перед началом работы над подобной программой, помимо бюджета, числа участников и предпочтения по месту проведения конференции необходимо выяснить формат мероприятия и цели, преследуемые инициатором конференции.

Для понимания целей и задач, стоящих перед инициаторами конференций, рассмотрим принципы сегментации рынка конгрессного туризма.

Принципиальными отличиями одного вида конференции от другого являются их социальное и экономическое значение, сложность организации и порядок проведения, численность участников (делегатов). Сегментация рынка конгрессного туризма может быть проведена по целям созыва, характеру работы, количеству участников и их качественному составу, уровню компетенции созываемых совещаний, периодичности созыва. Тем не менее, на наш взгляд, основным критерием, по которому возможно провести сегментацию рынка конгрессного туризма, является природа инициатора созыва того или иного совещания. Именно природа инициатора определяет вид организуемой конференции, а также перечень необходимых услуг. Может быть выделено два сегмента: корпоративный рынок конференций и не корпоративный рынок конференций - сфера деятельности правительственных структур и отраслевых ассоциаций (рис.1).

Не корпоративный рынок конференций может быть подразделен на три категории:

  • Конференции научного характера
  • Конференции торгово-экономического характера
  • Конференции членов ассоциаций, объединяющих людей по различным «интересам», например, спортивным, клубным и т.п.

Рис. 1 Сегментация рынка конгрессного туризма

Компании выступают основным заказчиком услуг по проведению конференций как в гостиницах, так и в туркомпаниях. Остановимся более подробно на видах корпоративных совещаний.

Корпоративный рынок конференций может быть подразделен на три категории совещаний (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Структура рынка корпоративных конференций[1]

Внутренние совещания. Данные мероприятия предназначены исключительно для сотрудников компании. По данным Международной Ассоциации конгрессов и конференций (ICCA) в 2002г. мероприятия, имеющие своей целью повышения продаж компании (Sales), составили 43% от всех внутренних совещаний. Обучение (Training) является целью 37% организуемых мероприятий. Велика доля совещаний, имеющих целью подведение итогов (Executive) – 31%. Доля совещаний, в ходе которых рассматриваются технические вопросы (Technical), и мероприятий, имеющих своей целью стимулирование сотрудников компании (Incentive) составляют по 21%.

Внешние совещания предназначены для компаний, действующих на данном рынке. Соответственно, участниками подобных мероприятий выступают внешние партнеры корпорации. Наиболее часто компаниями проводятся презентация продуктов (в 32% случаях), конференции дилеров/дистрибьюторов (20%), симпозиумы/семинары по обсуждению специального вопроса (25%). Также к категории внешних совещаний могут быть отнесены выставки (20%), собрания акционеров (8%) и пресс-конференции (13%).

К совещаниям, предназначенным как для внутренних, так и для внешних партнеров могут быть отнесены две большие группы: рабочие семинары (Workshops) и мероприятия, имеющие своей целью обучение (Training), на долю которых приходится по 25% организованных мероприятий.

Основными отличиями рынка корпоративных мероприятий от не корпоративного являются:

  1. Участие в мероприятии может быть обязательным для сотрудника компании.
  2. Разовость организации большинства мероприятий компаниями.
  3. Компания обладает средствами для полного финансирования мероприятия.
  4. Короткий период подготовки мероприятия (промежуток времени с момента принятия решения об организации конференции до момента ее непосредственного проведения).
  5. Средняя численность корпоративного совещания меньше, чем средняя конференция, проводимая ассоциацией.
  6. Мероприятия, преследующие различные цели, могут быть организованы различными отделами компании.
  7. При выборе места и сроков проведения корпоративного совещания учитываются нужды и цели компании, но не пожелания потенциальных участников данного мероприятия.
  8. За редким исключением, компании не желают освещения результатов работы проведенных совещаний.
  9. Для компаний не важно продвижение организуемых ими конференций.

Понимание целей и задач, стоящих перед компанией–инициатором конференции позволит туркомпании провести предварительный анализ возможности организации конференции в соответствии с требованиями и пожеланиями заказчика; в случае невозможности проведения мероприятия в заданном формате, предложить альтернативный вариант организации; разработать концепцию/программу конференции в зависимости от типа (формата) конференции в том случае, если это не определено заказчиком изначально.

Организация любого вида делового мероприятия – это, прежде всего решение, предлагаемое заказчику – инициатору проведения конференции.

В настоящий момент на рынке делового туризма в России действует порядка 15 – 20 фирм, специализирующихся исключительно на предоставлении услуг в сфере конгрессного туризма. Для турфирм это является перспективным, но непростым видом бизнеса.


[1] Организаторы конференций могут организовать более чем один вид конференции. Поэтому общее относительное число конференций в процентном отношении превышает 100%.

Pinet
3 Июля 2025 2
Лада веста
Есть вариант [url=https://land-auto.pro/auto/lada/...
Dianka
2 Июля 2025 0
Интернет телефония
 На этом сайте вы можете подключить интернет-телеф...
Netom
2 Июля 2025 2
мобильное приложение
 . Создали в итоге какое и хотел, качественно опти...
Алена Митрова
1 Июля 2025 1
Самые выгодные бонусы в казино
. Это проверенная площадка с надежной репутацией, ...
Дмитрий Ларин
1 Июля 2025 4
Стоит покупать седан GAC EMPOW ?
рассмотрю такой вариант авто тоже
Pinet
3 Июля 2025 2
Лада веста
Цитата
Pinet пишет:
Решил купить себе ладу весту, так как нравится как она выглядит и в целом надёжная машина как по мне. Плюс запчасти в случае чего будет найти не сложно. Только вот где выгодно можно будет её купить не знаю. Может вы посоветуете в какой автосалон обратиться?






Есть вариант ладу весту купить в Спб у дилера Ленд Авто. Посмотрите какие там предлагаются, есть ли скидки. Дальше уже будете думать покупать у них или поискать ещё где-то. 
Dianka
2 Июля 2025 0
Интернет телефония
Надежным и современным решением для связи в офисе или для бизнеса, станет интернет телефония от Gravitel https://gravitel.ru/products/ip-telefoniya/ На этом сайте вы можете подключить интернет-телефонию с полным набором функций: виртуальной АТС, многоканальными номерами, голосовым меню (IVR), записью разговоров, интеграцией с CRM и другими удобными возможностями. Это отличный выбор для тех, кто хочет сократить расходы на связь, обеспечить стабильную работу колл-центра или офиса и управлять звонками из любой точки мира. Установка и настройка выполняются быстро, поддержка работает оперативно, а интерфейс понятный и функциональный. Gravitel — это профессиональное решение для организации корпоративной связи.
Netom
2 Июля 2025 2
мобильное приложение
Если ещё не выбрали, то могу проверенных специалистов из ASMART посоветовать рассмотреть. Ранее я уже к ним обращался, заказывал услугу разработки мобильного приложения на заказ . Создали в итоге какое и хотел, качественно оптимизировали его. Работает приложение без нареканий. Запишите контакты, может тоже их услугами решите воспользоваться.
Алена Митрова
1 Июля 2025 1
Самые выгодные бонусы в казино
Если ищете казино с щедрыми бонусами для новых игроков, рекомендую обратить внимание на Вулкан: https://vulkanru.org/. Это проверенная площадка с надежной репутацией, где новичкам предлагают не только крупный приветственный бонус, но и фриспины, кэшбэк и другие акции. Главный плюс — бонусы здесь реально отыгрываемые, с четкими и прозрачными условиями вагера. Например, при депозите можно получить до 100-200% на первый взнос, а фриспины позволяют попробовать слоты без риска. Кроме того, в Вулкане часто проводятся турниры с крупными призами, что увеличивает шансы на выигрыш. Важно внимательно читать правила отыгрыша — ставьте на игры с высоким RTP (например, рулетка или блэкджек), чтобы быстрее выполнить условия и вывести деньги.
Дмитрий Ларин
1 Июля 2025 4
Стоит покупать седан GAC EMPOW ?
рассмотрю такой вариант авто тоже

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом