По динамике роста количества фитнес - центров Россия опережает ведущие фитнес - державы мира. Заняв прочные позиции на рынке в мегаполисах, крупнейшие игроки действуют по тактике «коврового покрытия»: в регионах открывают фитнес-центры по системе франчайзинга. Фитнес - индустрия в России набирает силу за счет привлечения различных ресурсов, в частности с помощью организации и проведения выставочных и фестивальных проектов, среди которых, например, фитнес - фестиваль MIOFF и Московский международный открытый фестиваль здоровья и фитнеса.
Все это говорит о наличии большого интереса к российскому Рынку фитнес-услуг, поэтому данное исследование будет интересна для широкого круга читателей: для игроков рынка, для инвесторов, а также для потребителей услуг этого Рынка.
Интересно отметить, что стоимость посещения фитнес - клубов в России значительно выше, чем в Европе.
Таблица 1. Средняя годовая стоимость посещения фитнес-клуба в некоторых странах
Страна |
Средняя годовая стоимость посещения, $ |
Япония |
400-500 |
Италия |
350-450 |
Россия |
1600 |
Источник: РБК. Рейтинг. 2006
Это можно объяснить тем, что основной доход на развитых рынках складывается за счет оборота посетителей, тогда как в России доход складывается за счет стоимости абонемента.
Крупнейшими мировыми сетями фитнес-услуг в средней ценовой категории являются с их доступом к дешевым финансовым ресурсам и многолетним опытом.
- американская 24 Hours Fitness
- английская Fitness First
Однако пока никто из них планов в России не озвучивал, и до серьезной их экспансии у отечественных игроков есть шанс укрепить свои позиции.
Если посмотреть на развитие фитнес-индустрии в мире, то очевидно, что будущее не за отдельно взятыми клубами, а за крупными сетевыми игроками. Российская фитнес-индустрия развивается во многом аналогично английскому рынку, который тоже начинался с верхнего сегмента, с очень дорогих клубных карт (в отличие от американского, выросшего из обычных «качалок»). На британский рынок капитал пришел примерно после 15-18 лет развития рынка. На этом основании эксперты делают вывод, что через 3-5 лет большие деньги придут и в российский фитнес.
Ценовое сегментирование Продукции
Российский рынок фитнес-услуг развивается в четырех ценовых сегментах:
- премиум
- люкс
- средний класс
- эконом (или демократический)
По мнению специалистов, степень наполнения рынка следующая:
- Категория VIP-клубов заполнена на 89-90%
- Категория клубов среднего класса насыщена лишь на 40%
Кроме того, рентабельность фитнес-клубов в премиум-сегменте – 20–25%, в отличие от 15–20%, которые зарабатывают клубы демократичного класса. Поэтому исторически сложилось так, что основной доход фитнес-центры получали с клиентов, имеющих доход выше среднего.
На клубы высшей категории приходится 72% оборота Московского рынка фитнеса, и именно в этой нише работают фитнес-сети.
Категории премиум и люкс отличаются высоким уровнем обслуживания и высокими ценами. Стоимость годовой клубной карты - $2-4 тыс. и выше.
Стоимость годового абонемента в клубах массового спроса составляет порядка $1 тыс. в год. Именно этой группе свойственно наиболее динамичное развитие, так как данная ценовая категория наиболее приемлема для еще не охваченных физкультурой менеджеров, молодых специалистов, студентов и членов их семей. Специалисты предполагают, что через несколько лет именно эта группа будет наиболее многочисленной.
В низкой ценовой категории работают отдельные самостоятельные фитнес-клубы - бывшие «качалки», предоставляющие ограниченный ассортимент услуг (как правило, только тренажерный зал). Они не снабжены современным оборудованием и не предлагают услуги квалифицированных тренеров и советы медицинских работников. В настоящее время многие из них нерентабельны и стараются переходить в более высокую ценовую категорию. Пока цены на их услуги составляют $400-800 в год.
Краткое описание основных сегментов участников Рынка
Крупнейших сетевых игроков на рынке предоставления фитнес-услуг элитными компаниями - три:
- сеть World Class (С 2007 года World Class входит в состав компании Russian Fitness Group (RFG), объединяющей также фитнес-центры демократичного направления «Физкульт» и «MaxiSport»)
- система фитнес-клубов «Планета Фитнес»
- компания фитнес-услуг «Страта Партнерс» (управляющая сетями фитнес-клубов Orange Fitness и CityFitness)
Им составляют конкуренцию одиночные клубы:
- Dr. Loder
- Daev Club
- Petrovka Sport
- Olympic Star
Это либо элитные фитнес-компании, предоставляющие широкий и инновационный спектр услуг и программ по высоким ценам, которые используют индивидуальный подход и новейшие медицинские разработки, либо элитные компании, предлагающие полный ассортимент фитнес-услуг, включая бассейн и водные программы.
Данная группа постепенно увеличивается расширением сети, используется франчайзинг.
Для клиентов с достатком выше среднего работают фитнес-клубы и сети, предлагающие полный ассортимент фитнес-услуг, включая бассейн, по умеренным ценам. Как правило, они расположены в спальных районах Москвы. Эти компании разрабатывают собственные маркетинговые стратегии, чтобы выделиться среди фирм-конкурентов, которых достаточно много в данной группе. В ее числе такие компании, как
- Марк Аврелий
- Gold's Gym
- Swim & Gym
- Janinn Fitness
- Orange Fitness и др.
Сюда же можно было бы отнести и некоторые клубы сети Планета Фитнес.
Сейчас это наиболее прибыльный сегмент рынка.
На средний класс ориентированы фитнес-клубы, рассчитанные на массовый спрос, и, следовательно, соответствующим образом подобраны программы. Из-за стремительного развития фитнес-индустрии в среднем классе эта группа бурно растет, ее пополняют клубы, недавно выполнившие модернизацию и повысившие уровень обслуживания и качества программ. Как правило, небольшие по площади. К этой группе относятся:
- CityFitness
- Солоспорт
- Самокат
- HeadLight
- Super Gym
- Banana Gym
- Manny Penny
- Zebra Fitness и др.
Страта Партнерс
История развития
На рынке с 1999 года. Начинала как консалтинговая компания, работающая в сфере фитнес-услуг. С 2001 года развивает две сети в разных ценовых сегментах: премиальную Orange Fitness и демократичную CityFitness.
Географический охват
32 клуба
Основные финансовые показатели (объемы продаж)
Выручка в 2005 году: $40 млн., в 2006 году: $55 млн.
Данные за 2007 год отсутствуют.
Доля компании на рынке и на подрынках
Компания занимает третье место на Рынке.
Стратегии развития (бизнес стратегии)
В начале 2006 года «Страта партнерс» продала 49% акций бельгийскому фонду GIMV. Сумма сделки не разглашалась (аналитики оценивали ее в $30 млн). Инвестиции в проекты «Страты» должны составить $60 млн.
Параллельно с развитием сетей фитнес-клубов продолжать заниматься консалтингом как в области фитнеса, так и в области управления персоналом.
Планируется начало рекламной компании по продвижению брэндов.
В настоящее время «Страта Партнерс» готовит к открытию сразу четыре клуба демократического формата CityFitness в Москве и Подмосковье.
До конца 2009 года собирается открыть 60 новых заведений.
Целевые аудитории - сегменты потребителей
Премиум-сегмент,
Демократичный сегмент
Количество и сила брэндов
Orange Fitness
CityFitness
Слабые стороны
Оба брэнда недостаточно узнаваемы. Клиенты выбирают клубы компании по принципу «близко к дому».
Сильные стороны
Первой привлекла средства инвестфонда в развитие бизнеса, продав 49% акций фонду GIMV. Разработала собственную программу тренировок. В рамках консалтингового бизнеса развивает проект «Школа фитнеса» (подготовка тренеров и менеджеров фитнес-клубов). В каждом городе открывает минимум два клуба – по одному от каждой сети.
Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими игроками рынка
Выделим основные тенденции в конкуренции между крупными игроками Рынка:
- Высокий ценовой сегмент. Здесь происходит самая жесткая борьба за состоятельных клиентов. Сети стараются удержать или переманить их, предлагая необычные, эксклюзивные услуги.
Например, клуб «Мультиспорт», расположенный на территории спорткомплекса Лужники, позиционирует себя следующим образом: наличие практически всех возможных спортивных сооружений, большое количество интересных программ, занятия редкими видами спорта (фехтование, сквош), большая территория и количество залов - клиенты не стоят в очередях у тренажеров. Территория - практически загородный клуб в центре Москвы. Большая парковка.
- Сети, освоившие сегмент люкс и премиум, начинают играть в среднем классе, который ранее обслуживали несетевые клубы. При этом не выживают именно одиночные клубы «за углом» или «возле дома». Они не способны дать клиенту тот уровень, которым его привлекают крупные сетевики, и на который он рассчитывает.
- В целом ожидается, что бурный рост в среднем ценовом сегменте начнется в 2009-2010 годах. Во многом он будет обеспечен консолидацией рынка - крупные объекты более рентабельны и менее рискованны, в том числе за счет прихода сетей в регионы. Данный процесс уже начался. В 2006 году Alfa Capital Partners и World Class объявили о заключении партнерства с целью дальнейшего развития сети демократичных по ценам клубов «Физкульт» и выхода в регионы. Стремление к укрупнению сетей путем слияния с клубами иного ценового сегмента - это явно дешевле, нежели создавать клубы с нуля. Аналогичного курса придерживается сеть «Страта Партнерс».
- Иностранные игроки начинают рассматривать Россию в качестве поля своей деятельности. Американская сеть фитнес клубов Bally Total Fitness вскоре может начать работу в России. Российские фитнес-сети готовы приобрести франшизу нового иностранного оператора.
Потребительские предпочтения по: видам, маркам Продукции или Услуги
Рассмотрим потребительские предпочтения по спортивным услугам среди населения Москвы.
Диаграмма 1. Рейтинг спортивных услуг среди населения Москвы, %
Источник: СПОРТ - бизнес - МАРКЕТ. Журнал / № 03(309), 2006 г.
Как видно, фитнес находится на втором месте, что говорит о его высокой популярности в столице.
В Москве наиболее популярными считаются следующие виды фитнес-услуг:
- пилатес
- йога
- восточные единоборства
- танец живота
Основными критериями выбора фитнес-клуба являются (в порядке убывания значимости)
- цена
- близость к дому
- набор программ
- приветливый и профессиональный штат сотрудников
- наличие бассейна
- современные тренажеры
- отсутствие тесноты
Эти данные весьма показательны, поскольку определяют направления развития фитнес-индустрии: рост количества клубов среднего ценового сегмента, приближение фитнеса к дому клиента и разнообразие программ и пр.