Работает? Не трогай!

25 Декабря 2017
Почему бездействие – лучшая стратегия в отношении «активных» клиентов? Как и когда вмешиваться в модель поведения клиента? Продолжаем серию публикаций от эксперта OSDirect Марка Тесля. Сегодня он рассказал о первоочередных действиях, направленных на конверсию «активных» клиентов в «лояльных» и как оценивать эффективность этих действий.
Работает? Не трогай!

В предыдущих статьях мы уже говорили о том, что в работе с отдельными сегментами клиентов приоритетом является сегмент «новички», а ключевой показатель – конверсия первого заказа во второй. Сделав второй заказ, «новички» переходят в следующий сегмент – «активные». О нем и пойдет речь сегодня.

Для начала договоримся о терминах – кого будем считать «активными». Для примера возьмем RF-сегментацию ресторана N, где все клиенты распределены по количеству посещений и давности последнего посещения. 

Количество визитов

Давность последнего визита

1 визит

2-3 визита

4-6 визитов

7+ визитов

0 – 30 дней

430

450

340

910

30-60 дней

330

310

200

140

> 60 дней

1 340

790

110

210

Розовым цветом выделены «новички» – те, кто сделал один заказ в течение последнего месяца. Зеленым цветом выделены «лояльные» – те, кто сделал более 7 заказов, в том числе как минимум один – в течение последнего месяца. И есть «желтый» сегмент: от 2 до 6 заказов в истории и как минимум один из них сделан в течение последнего месяца. Этих клиентов мы и называем активными: они у нас были уже не раз, но еще не настолько часто, чтобы уже считать их завсегдатаями. Из этого сегмента всего два пути: либо «вправо», в зеленый сегмент, либо «вниз» – в серый сегмент ушедших клиентов. И главная ваша цель при работе с этой категорией – «перевести» максимальное количество клиентов из «желтого» сегмента в «зеленый». 

Собственно, все ваши «активные» клиенты прямо сейчас делятся на две части: одни совершенно точно станут лояльными, другие не менее точно перестанут у вас покупать и пополнят собой «серый» сегмент в вашем RF-гриде. И в ваших силах сделать так, чтобы максимально большое количество клиентов переходили «вправо», а не «вниз».

Принцип управления «активным» сегментом: «Работает – не трогай»

Важно помнить, что мы работаем с категорией клиентов, которые у вас что-то регулярно покупают. И вполне может оказаться: лучшее, что вы можете сделать для развития этих клиентов – ничего не делать. Пока клиент остается активным – не мешайте ему. 

Поэтому первое, что нужно сделать – не развитие, а удержание. То есть, отслеживать и предупреждать ситуации, в которых клиент демонстрирует намерение уйти в «серый» сегмент. Для этого нужно понять, какое поведение клиентов является нормальным. Для примера возьмем всех клиентов, у которых в истории было 2 и более посещений и определим среднее время между визитами.

Главный вывод из этого графика: нормальное поведение для большинства клиентов – одно посещение в 20 дней. И эта цифра – основание для настройки триггерной программы коммуникаций по удержанию клиента, которая запускается автоматически, если в течение 20 дней не зафиксировано очередное посещение / заказ. Что именно будет происходить в рамках коммуникации, сильно зависит от специфики бизнеса. Но примерный сценарий может быть таким: 

Шаг 1: напоминание о себе. 


Шаг 2: специальное предложение, сильно ограниченное во времени. Например, подарок или скидка на очередной заказ, которые действуют только в течение 3-5 дней. С обязательным напоминанием накануне или в последний день действия предложения. 


Шаг 3: специальное предложение на товары из категорий, смежных с теми, которые до этого были в заказах клиента. 


Шаг 4: к этому моменту уже прошло от 3 до 4 недель, и если клиент до сих пор не сделал очередной заказ, имеет смысл поинтересоваться – что случилось. С помощью имейл-анкетирования или звонка, если речь идет о самых ценных клиентах. 


Важно: программа должна быть настроена таким образом, чтобы каждое письмо или СМС в рамках программы отправлялось только в том случае, если после предыдущего не было положительного результата.

Как измерять эффективность

Прежде всего – отслеживать достижение главной цели, конверсию «активных» клиентов в «лояльных». Определите уровень конверсии активных в лояльных по состоянию на сейчас: сколько клиентов из «желтого» сегмента ежемесячно переходят в зеленый, и сколько – в «серый». Предположим, окажется, что из 200 «активных» клиентов 100 становятся лояльными, а 100 – уходящими. Уровень конверсии – 50%. Эту цифру можно брать как «стандартный» уровень конверсии при обычных условиях. Все, что мы делаем дальше, должно приводить к увеличению этого показателя. 

20 дней из примера выше могут быть основой не только для триггерной «удерживающей» коммуникации, но и для регулярной отчетности о частоте срабатывания этого триггера по отношению к количеству клиентов в сегменте. Чем реже срабатывает триггер, тем выше эффективность вашей работы с клиентской базой. Ведь логично, что если клиента у вас все устраивает, триггер вообще не сработает – клиент будет делать покупку за покупкой и перейдет в следующий сегмент без дополнительных усилий с вашей стороны. Если из месяца в месяц удерживающая коммуникация запускается для одинакового процента клиентов – это уже можно считать плохим показателем, если вы что-то предпринимаете для развития сегмента. Но намного хуже, если эта цифра увеличивается: по какой-то причине больше клиентов, чем обычно, не сделали своевременно заказ. И самое время разобраться с этой причиной.

Удержание настроили. Что дальше?

Окровенно говоря, активным клиентам с нормальной частотой покупок/посещений достаточно отправлять ньюслеттеры с актуальными предложениями и новостями. И ждать их перехода в «лояльный» сегмент. 

Но всегда можно сделать лучше. Точнее, всегда можно увеличить доходность клиентской базы. Поэтому, если с частотой покупок все ок, можно приступать к способам расширения корзины и среднего чека. В том числе те же ньюслеттеры делать персонализированными, с учетом истории заказов клиента; разработать систему специальных предложений, направленную на расширение корзины. А также увеличивать частоту контакта (желательного контакта со стороны клиента) без материального стимулирования и вовлекать в коммуникации. Подробнее об этом – в следующей статье.


Источник: MMR.ua

ruslan
5 Декабря 2017 9
Открытие интернет магазина
Продающий интернет-магазин предполагает наличие ка...
Майя Иванова
27 Ноября 2017 26
Смс - маркетинг
Да не скажите. Всё очень относительно
Главный Редактор
11 Ноября 2017 12
Россияне стали меньше верить знакомым и д...
Многим покупателям в случае неудачной покупки свой...
Елизавета  Фурса
7 Ноября 2017 1
Ключевая роль Digital-маркетинга
Если Вы под  Digital marketing понимаете изучение ...
Ponch
27 Августа 2014 202
Прошу помощи. Маркетинговый план.
Цитата
Главный Редактор пишет:
Цитата
Анастасия пишет:
Удивительно, почти 6 лет прошло, сайт изменился, а уж требования ко всем маркетинговым планам тем более. Зашла сюда случайно, по старой памяти, даже пришлось заново регистрироваться:)
Рады видеть вновь :))
Спасибо, очень приятно. Обязуюсь заглядывать чаще:)
Александр
15 Марта 2011 200
Анализ продаж. Что необходимо уметь в Excel?
Ребята, кто-нибудь, скиньте, ПОЖАЛУЙСТА, шаблончик! banulis@inbox.ru
Очень нужно! заранее спасибо.
АВС
23 Сентября 2011 163
Маркетинг есть! Маркетинг есть... Есть ли маркетинг?!
Евгений Федоренко, Вам огромный респект и уважуха!!!!)))) извините за такое выражение)))Все ВЫ правильно говорите, только то, что директора компаний ждут "чудес" от маркетологов и желательно через пару недель после выхода на работу- тоже правда. Потому в очень многих компаниях такая текучка в отделах маркетинга, потому столько разочарований у маркетологов, которые бьются головой об стену и меняют компанию за компанией и все равно не находят где применить свои знания и опыт. Думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что директора поймут, зачем нужен маркетолог в компании и будут при этом видеть разницу между менеджером по рекламе, аналитиком и бренд-менеджером. А в данное время маркетолог зачастую должен столько знать и уметь, по мимо своих прямых обязанностей, что времени на свою работу не остается. Тут выше кто-то написал, что маркетолог заказывает полиграфию- нормальная практика)))Хотя заказ полиграфии, как по мне, не совсем обязанность маркетолога, для этого есть отделы закупок, которые вполне могут справиться с типографией))
А вообще, ребята, все молодцы, все болеют за свое дело, все стараются сделать свою работу профессионально и продолжают развиваться, учиться и совершенствоваться. Те, кто этого не делают, работать маркетологами не могут. Ну и конечно, надо иметь недюженную выдержку и терпение, выслушивать замечания от бухгалтерши и уборщицы по поводу своей работы)) И еще постоянно работать при оптимальных(мизерных))) бюджетах))
Анна Осадчая
14 Июня 2015 142
Как продать одежду Гопникам??
Пачку семян предложить в подарок))
Евгений Лернер
15 Августа 2010 126
Чья зона ответственности? Коммерческий Директор или Директор по маркетингу?
я думаю что директор по маркетингу находится в подчинении коммерческого директора. Потому в первую очередь - обязанность коммерческого директора, а он может перепоручить это маркетологам.
Facebook Вконтакте Twitter

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом