История аккумуляторной отрасли в России
История аккумуляторной отрасли в нашей стране берет свое начало с 30-х годов XX века, когда в стране чрезвычайно быстро развивалось производство: строились новые заводы-гиганты, создавались целые отрасли.
Первенцем аккумуляторной промышленности, созданным в 1913 г. стал Ленинградский аккумуляторный завод. Вторым, выстроенным в годы первой пятилетки и открытым 7 ноября 1929 года, стал Саратовский завод свинцовых аккумуляторов, который сегодня носит название «Электроисточник» снабжал источниками тока Сталинградский тракторный, Саратовский комбайновый и Горьковский автомобильный заводы. В годы войны Саратовский аккумуляторный работал и на хозяйственные, и на военные нужды.
Потребности страны в аккумуляторах, росли вместе с развитием автомобилестроения. Решение о строительстве третьего аккумуляторного завода в стране было принято в 1932 году, а в 1935-м был создан Подольский аккумуляторный завод. Выпущенная на нем продукция направлялась на автомобильные заводы Москвы и Горького. Проекты основных корпусов и оборудования завода, весь технологический процесс разрабатывались американской фирмой «ЮЭСЭЛ» по договору о технической помощи с Всесоюзным электротехническим объединением (ВЭО). Подольский аккумуляторный должен был быть аналогом американского завода.
Вначале предполагалось поставить импортное, в основном американское, оборудование. Но потом решили большую его часть изготовить на отечественных заводах.
В октябре 1941 года фронт приблизился к Подольску. К этому времени специальная комиссия, подыскивавшая место на востоке страны для эвакуации части оборудования ПАЗа, предложила перенести завод в Тюмень. Уже в январе 1942 года представитель наркомата обороны принял 1942 тысячи аккумуляторных батарей с маркой «ТАЗ» - первую продукцию тюменских аккумуляторщиков.
Из-за войны в 1942 году была произведена эвакуация в г. Свирск Ленинградского аккумуляторного завода, одного из лучших в те годы. На месте изготовили технологический инструмент, штампы, наладили сборочный конвейер.
Уже через три месяца завод на новом месте дал первую партию аккумуляторов для фронта.
Тогда же, в 1942 году часть оборудования Ленинградского аккумуляторного завода вывезли в Комсомольск-на-Амуре.
Вообще, в советские времена в России было около 14 аккумуляторных заводов и четыре института: Московский «Квант», подмосковный НИИ стартерных аккумуляторов, Саратовский НИИ химических источников тока и Питерский научно-исследовательский аккумуляторный институт (сокращенно НИАИ) - ведущий в отрасли.
Большую роль в аккумуляторной промышленности всей страны играло Ленинградское научно-производственное объединение «Источник», куда входил головной НИАИ, (тогда еще со статусом всесоюзный) и четыре завода-производителя: «Ленинская искра», Ленинградский, Великолукский (Беларусь) и Джезказганский (Казахстан) аккумуляторные заводы. По сути, НИАИ курировал тогда 90-95 процентов аккумуляторов, производимых в стране, то есть разрабатывал и передавал заводам.
Послевоенные годы стали временем научно-технического роста и обширной модернизации производства вообще и аккумуляторной отрасли в частности, хотя и в значительно меньшей степени.
Изменение в начале 90-х годов положения в стране, повлекли глобальные перестановки в промышленности. Разрыв хозяйственных связей, перебои в поставках, проблемы с ресурсами - все это резко затормозило развитие производства.
После развала Советского Союза многие производители аккумуляторных батарей, имея миллионные производственные мощности, постепенно «умирали».
Какие-то надежды на рост потребления отечественных батарей возникли у производителей после кризиса 1998 года. Действительно, тогда спрос на импортные аккумуляторы упал. Однако импортозамещение коснулось дорогих изделий европейского производства, а поставки из Китая, Кореи и Турции, наоборот, выросли.
С 2000 года рынок автомобильных аккумуляторных батарей динамично развивался, однако с 2005 темпы роста производства начали по экономическим причинам сокращаться. Основные факторы, повлиявшие на сокращение производства аккумуляторных батарей в стране, - непрекращающийся рост цен на свинец, дефицит сырья, а также перевод крупнейшими мировыми поставщиками металла всех покупателей на предоплату.
2007 год получился непростым для аккумуляторной отрасли как в России, так и во всем мире. Одна из главных причин – рост цен на сырье, в частности, на свинец, основным поставщиком которого на мировые рынки является Китай. В начале 2008 года ситуация улучшилась, и аккумуляторный рынок несколько ожил.
Российский производственный комплекс изготовителей автомобильных батарей на сегодняшний день включает шесть предприятий, построенных в советский период, и еще около десятка заводов, которые были созданы в годы реформ и вышли на рынок после первого января 2000 года, причем пять из них по российским меркам можно отнести к крупным.
Финансовые показатели отрасли
Таблица 1. Финансовые показатели отрасли
|
2005 |
2006 |
2007 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) за период с начала отчетного года, тыс руб |
9 104 793 |
10 179 045 |
12 322 255 |
Прибыль (убыток) до налогообложения с начала отчетного года, тыс руб |
577 836 |
461 678 |
668 553 |
Прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг c начала отчетного года, тыс руб |
1 074 426 |
892 486 |
1 109 965 |
Инвестиции в импортные машины, оборудование, транспортные средства, тыс руб |
4 751 |
88 081 |
98 218 |
Инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства, тыс руб |
177 094 |
361 825 |
337 058 |
Кредиты банков, направленные на инвестиции в основной капитал, тыс руб |
67 435 |
64 011 |
141 880 |
Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода), проц |
6,3 |
4,5 |
5,4 |
Рентабельность продаж, проц |
11,8 |
8,8 |
9,0 |
Текущая ликвидность (общее покрытие), раз |
1,25 |
1,44 |
1,37 |